Астрономы обнаружили двойника Солнечной планетарной системы

Опубликовано 10.07.12 11:52 Астрономы обнаружили двойника Солнечной планетарной системы

Она чуть больше, но при этом копирует модель нашей системы с землеподобными небесными телами.

Система звезды HD GJ676A, отстоящей от Земли на 16,4 пк, располагает планетами, которые намного тяжелее, чем те, что есть в нашей Солнечной. Но при этом она воспроизводит модель последней: землеподобные небесные тела с твёрдой поверхностью — вблизи звезды, а газовые гиганты — вдали, пишет "Компьюлента".

Международная группа исследователей под общим руководством астронома Гильема Англада-Эскуде из Института астрофизики Гёттингенского университета (Германия) длительное время анализировала данные различных телескопов, наблюдавших за красными карликами спектрального узчзхдх класса M. Цель работ заключалась в выявлении в их системах планеты низкой массы там, где до этого был известен лишь одиночный газовый гигант. Для этого использовался допплеровский эффект, который проявляется при изменении наблюдаемой радиальной скорости звезды, вызываемой влиянием её маломассивных компаньонов.

В результате в системе GJ676A обнаружились планеты с таким же разбросом по массе, как в нашей Солнечной: от «суперземель», которые в 4,5 раза тяжелее Земли, до «суперюпитеров», впятеро тяжелее собственно Юпитера. Причём если самые маленькие планеты вращаются вокруг красного карлика GJ676A за 3,6 дня, то наиболее крупные и удалённые — за 4 400, что значительно дольше, чем это характерно для планет, находящихся не столь уж далеко от своей звезды.

Исследователи говорят, что это один из исчезающе редких случаев, когда планетарная система столь похожа на нашу: самая близкая к Солнцу планета весьма легка. Затем масса постепенно нарастает (у нас — до Юпитера, там — до GJ676 B), после чего начинает снижаться (Сатурн — Нептун, GJ676 B — GJ676 C). Обычно наблюдаемые планеты других звёзд не придерживаются этой схемы, когда-то, до открытия экзопланет, признанной классической и единственно соответствующей модели формирования планетных систем из протопланетного облака.

В случае массового обнаружения небольших скалистых планет земного типа там, где уже замечены газовые гиганты, можно будет всерьёз говорить о том, что схема Солнечной системы является широко распространённой, а значит, множество планет вокруг звезды — норма, а не исключение, как когда-то казалось.