Астрономы зафиксировали, как черная дыра разрывает и поглощает «пожилую» звезду

Опубликовано 03.05.12 12:33 Астрономы зафиксировали, как черная дыра разрывает и поглощает «пожилую» звезду

Астрофизики зафиксировали странную вспышку на черной дыре в соседней галактике.

Астрофизики обнаружили в одной из галактик в созвездии Дракона сверхмассивную черную дыру, которая разорвала престарелую звезду - красного гиганта - на части и "съела" ее останки, сообщает РИА Новости со ссылкой на журнал Nature.

ВИДЕО

Считается, что в центре большинства галактик существует, по крайней мере, одна сверхмассивная черная дыра. Причины образования этих объектов пока не совсем ясны. Примерно один раз в сто тысяч лет черная уиншшац дыра захватывает и разрывает на куски одну из звезд, находящихся в ее окрестностях. Такое событие сопровождается длительной и сверхмощной вспышкой.

Группа ученых под руководством Суви Джецари из университета Джона Гопкинса в Балтиморе (США) зафиксировала одно из таких явлений, наблюдая в мае 2010 года за черной дырой в галактике, расположенной в созвездии Дракона на расстояние в 2 миллиарда световых лет от Земли. Джецари и ее коллеги "поймали" послесвечение в оптическом и ультрафиолетовом диапазонах, которое возникает в результате падения "объедков" - фрагментов бывшей звезды на орбите вокруг черной дыры.

Астрофизики обнаружили первый намек на "трапезу" черной дыры 31 мая 2010 года, когда сразу несколько телескопов зафиксировало ультрафиолетовую вспышку в созвездии Дракона. Вспышка продолжалась в течение всего лета 2010 года и сошла на нет в конце сентября. За это время авторы статьи успели изучить свойства не только самой черной дыры, но и звезды, которая была ей уничтожена.

По расчетам астрофизиков, данная черная дыра "весит" всего 2,8 миллиона солнечных масс, что является достаточно средним показателем для объектов такого рода. Она находится в центре малоактивной и немолодой галактики, средний возраст звезд в которой составляет 1,5-5 миллиардов лет.

Скорее всего, ее "обедом" стала крупная звезда, захваченная притяжением черной дыры в последнюю эпоху ее существования. Об этом говорит практически полное отсутствие в спектре вспышки линий водорода - основного горючего в термоядерной "топке" любой звезды. По всей видимости, в последние тысячелетия своего вращения вокруг черной дыры от звезды осталось лишь ее горячее гелиевое ядро размером примерно в треть Солнца.

Перед своей смертью звезда обращалась по орбите, "облизывающей" горизонт событий черной дыры. В момент гибели светило было разорвано на части, и часть его материи была выброшена на очень вытянутую орбиту. Через два месяца раскаленные "останки" звезды упали на черную дыру, вызвав вспышку ультрафиолета, которую и зафиксировали Джецари и ее коллеги.