Российские ученые прорастили растения из 30-тысячелетних семян

Опубликовано 22.02.12 18:33 Российские ученые прорастили растения из 30-тысячелетних семян

Тем самым был побит мировой рекорд по «воскрешению».

Российские ученые сумели вырастить небольшое растение из семени, которое было найдено в слоях вечной мерзлоты, сообщает «Би-би-си» со ссылкой на Proceedings of the National Academy of Sciences.

По их мнению, этому семени около 30 тысяч лет. Растение - смолевка узколистная - широко распространено на территории Якутии и в наши дни. Исследования проводились под руководством доктора геолого-минералогических наук Давида Гиличинского, главы лаборатории криобиологии. Ученый скончался за два дня до выхода узшнхчш статьи в журнале.

Суслики до сих пор устилают свои гнезда стеблями этого растения. Группа российских биологов занималась изучением останков растений, найденных в вечной мерзлоте на глубине 38 метров в Магаданской области.

На берегу реки Колымы часто находят пласты с отложениями замороженных растений, относящихся к периоду позднего плейстоцена - это примерно 40-25 тысяч лет назад. Смолевка узколистная - низкорослый многолетний кустарник - растет в Якутии и обладает высокой устойчивостью к глубокому охлаждению.

Семена сохранились в замерзших гнездах древних сусликов, которые обустраивали свои жилища из стеблей смолевки. Группе криобиологов в подмосковном Пущино удалось получить из нескольких размороженных незрелых семян смолевки полноценные ростки. Их пересадили в почву.

Для биологов замороженные растения — один из самых ценных источников информации. Фрагменты ДНК могут рассказать о прошлом гораздо больше, нежели, например, окаменелости. До сих пор рекорд принадлежал израильским биологам, которые смогли прорастить семена финиковой пальмы, возраст которых составлял около 2000 лет, отмечают «Вести».

Таким образом, российские исследователи смогли впервые воскресить растение, семена которого пролежали десятки тысяч лет в условиях вечной мерзлоты.

Поначалу палеонтологи попытались прорастить сами семена, но из этого ничего не вышло. Тогда ученые переключились на их составные части, так называемые «плацентарные ткани». В лабораторных сосудах удалось довести их до стадии взрослого растения, а уже через год в распоряжении исследователей были не только растения, но и плоды с молодыми семенами.