Астрономы разглядели самую темную экзопланету

Опубликовано 12.08.11 13:04 Астрономы разглядели самую темную экзопланету

Телескоп «Кеплер» в поисках двойника Земли обнаружил экзопланету «чернее черной краски».

Астрономы открыли самую темную из известных экзопланет – далекий гигант размером с Юпитер, названный TrES-2b. Измерения показывают, что темная планета отражает менее 1% света, то есть она чернее угля и любой известной планеты или спутника Солнечной системы, сообщает «Газета.ру».

Космическая обсерватория, названная в честь немецкого математика и астронома Иоганна Кеплера, открывшего законы движения планет, рассказывает ученым о планетах, совсем не похожих на Землю, да и вообще обладающих крайне уиююрсз необычными свойствами. Именно к ним можно отнести гигантскую темную планету TrES-2b.

«TrES-2b значительно чернее, чем черная акриловая краска - это настоящий другой мир, - пояснил Дэвид Киппинг из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики, ведущий авторы статьи в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, посвященной открытию планеты.

Местный» гигант - планета Юпитер - окутана яркими облаками аммиака, которые отражают более трети попавшего на планету солнечного света. Поэтому Юпитер хорошо виден на ночном небе и известен людям еще с древности. Темная планета TrES-2b, открытая в 2006 году проектом Trans-Atlantic Exoplanet Survey, или TrES, отличается от Юпитера отсутствием каких-либо облаков вокруг нее: все, что могло бы отражать свет, улетучивается из-за высокой температуры.

Планета TrES-2b вращается вокруг звезды GSC 03549-02811 на расстоянии «всего» в 5 миллионов километров. Этого достаточно, чтобы яркий свет звезды нагрел планету до гигантских температур - около тысячи градусов по Цельсию. Такая «жара» исключает существование вокруг TrES-2b шубы из облаков, подобных облакам вокруг Юпитера.

Зато экзотическая атмосфера планеты включает светопоглощающие вещества: газообразные калий и натрий или оксид титана, полагают ученые.

Астрономы изучили яркость звездной системы TrES-2 с помощью оборудования, запущенного в марте 2009 года специально для изучения экзопланет. Аппарат стоимостью $467 млн способен измерять яркость далеких звезд с замечательным разрешением.

«Кеплер» способен заметить крошечную прибавку к излучению звезды за счет света, отраженного от планеты, что позволяет рассчитать колебания, связанные с изменениями фазы планеты, то есть между моментами, когда планета поворачивается к нам дневной и ночной стороной, уточняет РИА «Новости».

Ученые, анализируя выложенные в открытый доступ данные «Кеплера», просчитали эти колебания.

«Мы определили, что колебания между днем и ночной яркостью составили около 6,5 частей на миллион, что дает самое низкое значение колебаний, среди всех наблюдавшихся», - говорят они.

Астрономы отмечают, что ни одно из веществ, которые, по их мнению, могут содержаться в атмосфере планеты, не могут с такой интенсивностью поглощать излучение.

«Неясно, что делает эту планету такой необыкновенно темной, - говорит Шпигель. - Однако она все же не черная как смола. Она так раскалена, что испускает тусклый красный свет, похожий на свечение раскаленной спирали на электрической плите».

Изученная планета лежит в звездной системе, расположенной в 750 световых годах от нас в направлении созвездия Дракон. Всего же «Кеплер» уже обнаружил около 1200 «кандидатов в экзопланеты». Он продолжит их изучение и, возможно, найдет не только двойника TrES-2b, но и, наконец, двойника Земли.