20 июля 2013, 07:41 | Автор: Иван Рутов

Астрономы впервые разглядели снег у солнцеподобной звезды

Телескоп ALMA нашел снег рядом со звездой. Так что американские астрономы впервые в истории наблюдали так называемую "линию снега" в космосе.

Крупнейший радиотелескоп мира ALMA впервые обнаружил в протопланетном диске у далекой звезды так называемую «линию снега» — границу между «теплой» частью газопылевого облака, где рождаются землеподобные планеты, и его холодной половиной, внутри которой появляются газовые гиганты, заявляют астрономы в статье, опубликованной в журнале Science, на которую ссылается РИА Новости.

Снеговая линия во внутреннем пылевом диске TW Гидры (4,5–30 а. е. от звезды) отделяет пылевые частицы, покрытые замёрзшим угарным газом, от лишённых такого покрытия.

Чуньхуа Ци (Chunhua Qi) из Смитсонианского астрофизического центра в Кэмбридже (США) и его коллеги наблюдали за солнцеподобной звездой TW Гидры, удаленной от нас на 180 световых лет. Это светило привлекает внимание астрономов тем, что оно является ближайшей к нам звездой с протопланетным диском. В январе этого года астрономы измерили его массу, а в июне — застали светило за «поеданием» газа из диска и обнаружили планету внутри него на рекордном расстоянии от звезды.

Зелёным показана область, где замерзает угарный газ, синим — орбита Нептуна, наложенная на систему TW Гидры.

Используя высокую мощность и чувствительность ALMA, авторы статьи попытались найти внутри этого облака так называемую «линию снега». Под этим понятием астрономы понимают условную границу между относительно «теплой» частью протопланетного диска, где молекулы угарного газа (СО) не замерзают, и «холодной» половиной, в которой они превращаются в лед.

Снеговые линии в системе вроде Солнечной образуют этакие концентрические кольца. Водная снеговая линия соответствует температуре на освещаемой поверхности тел в главном поясе астероидов, затем идёт снеговая линия углекислого газа, метана и, наконец, угарного газа. Последняя в нашей системе находится примерно на орбите Нептуна, отмечает «Компьюлента».

Та снеговая линия, которую массив ALMA заметил вокруг TW Гидры, молодой оранжевой звезды, отстоящей от нас на 176 световых лет, относится к угарному газу.

«Радиотелескопы ALMA впервые показали нам реальную картину снеговой линии вокруг юной звезды, которая особенно интересна тем, что информирует нас о самом раннем периоде в истории Солнечной системы, — уверен Чуньхуа Ци. — Теперь мы можем понять ранее скрытые детали, касающиеся замороженных внешних рубежей другой планетной системы, похожей на нашу».

Присутствие такой линии означает не только понимание границ формирующейся планетной системы оранжевого карлика, но и возможность появления (с помощью замёрзшего угарного газа) метанола — вещества, весьма важного для образования более сложных органических молекул, которые необходимы для возникновения жизни.

Считается, что некогда кометы принесли на Землю большое количество таких готовых органических молекул как раз из зоны Нептуновой орбиты (и даже более далёких мест), что сыграло важную роль в формировании жизни на Земле.

До сих пор замечать снеговые линии не удавалось, потому что они формируются в относительно узкой центральной части протопланетного диска. Чтобы проникнуть внутрь диска, астрономы воспользовались помощью вещества-маркера N2H+, ярко светящегося в миллиметровом диапазоне, а потому доступного для радиотелескопов.