10 мая 2013, 06:45 | Автор: Иван Рутов

Ученые окончательно выяснили, как возникла Луна

В теории происхождения спутника Земли поставлена точка.

Планетологи проанализировали изотопный состав образцов глубинной мантии Луны, доставленных «Апполонами» на Землю, и пришли к выводу, что молекулы воды в них и в материи Земли происходят из одного и того же источника, которым, скорее всего, были астероиды, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

Считается, что Луна образовалась в результате столкновения Тейи, протопланетного тела, с «зародышем» Земли. Столкновение привело к выбросу материи Тейи и прото-Земли в космос, из которой и была «слеплена» Луна.

Этот катаклизм считался причиной того, почему ее недра и поверхность практически лишены воды. Эта гипотеза была поставлена под сомнение в феврале 2012 года, когда ученые обнаружили неожиданно высокую концентрацию воды в лунных магматических породах.

Астрогеологи под руководством Эрика Хойри (Erik Hauri) из Института Карнеги в Вашингтоне (США) нашли еще один аргумент против классической теории формирования Луны, проанализировав изотопный состав пород ее мантии. Хойри и его коллеги обнаружили воду внутри включений магмы в лунном грунте еще в 2011 году, однако сбор данных об ее изотопном составе потребовал двух дополнительных лет исследований.

Для этого ученые подсчитали число ионов дейтерия и протонов во включениях в образцах лунного грунта при помощи ионного масс-спектрометра и вычислили их предполагаемую пропорцию в Тейе. Оказалось, что дейтерия в лунных породах было достаточно мало и его доля была идентична значениям, характерным для Земли и астероидов-хондритов, сформировавшихся в первые дни после рождения Солнечной системы.

Как утверждают ученые, этот говорит о том, что вода Земли и Луны произошла из одного и того же источника, и соотношение изотопов не менялось с момента их формирования. Столкновение Тейи и Земли должно было привести к испарению ее запасов воды и к серьезным изменениям в изотопном составе, чего, однако, не произошло. Это еще больше ставит под сомнение классическую теорию формирования луны, заключают астрономы, передает РИА «Новости».