Россиянке разрешили забеременеть от мужа, погибшего на СВО
В Екатеринбурге 39-летняя вдова участника СВО добилась права на использование спермы своего погибшего супруга для проведения процедуры экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Как пишет URA.RU, решение по иску выносил Верх-Исетский районный суд уральской столицы.
В пользу женщины было то, что муж при жизни дал необходимое добровольное согласие на медицинское вмешательство. Также было учтено постановление Конституционного суда, которое позволяло использовать замороженный биоматериал для ЭКО после смерти супруга, если при жизни он дал согласие на это.
Жительница Алапаевска Тамара Лежнева и ее муж Роман Папий познакомились в 2012 году. На тот момент женщина воспитывала дочку от первого брака. С 2015 года она с Романом пыталась завести общего ребенка. У Тамары был выкидыш, она перенесла две операции, а после врачи диагностировали бесплодие.
Летом 2022 года пара обратилась в екатеринбургский Клинический институт репродуктивной медицины (КИРМ) для ЭКО. Оба сдали биоматериалы. В сентябре Романа мобилизовали, он в конце года вернулся из-за ранения и пробыл 30 дней в отпуске.
«За этот месяц он успел сдать биоматериал, подписал все согласия для проведения ЭКО и снова уехал на 11 месяцев», — рассказала Тамара журналистам.
Папий вернулся на фронт, а врачи подсадили его жене первый эмбрион, но попытка не привела к беременности. В феврале 2024 года Роман снова сдал биоматериал и подписал все бумаги.
16 июя 2024 года мужчина ушел на боевое задание, а 22 июня в районе села ДНР погиб. В то же время Тамара узнала, что и вторая попытка неудачна. Но у них замороженным остался один эмбрион.
Женщина пришла в клинику, но там отказались проводить процедуру без согласия супруга. Осенью 2025 года тело Романа привезли в Алапаевск и захоронили. Получив свидетельство о смерти, россиянка пошла в суд.
«Мы были семьей и без штампа в паспорте. Мы всегда хотели ребенка, но не получалось. Его родители — самые близкие люди, которые у меня есть, они не против, и его сестра не против. Все поддержали меня», — поделилась вдова.
В комментарии RTVI адвокат Военной коллегии адвокатов Павел Малютин признал, что в РФ не урегулирована такая практика. Неизвестно, сможет ли рожденный ребенок пользоваться всеми льготами, положенными детям погибших участников СВО.
Как писал ранее Topnews, на Урале уже одна местная жительница обращалась в суд, чтобы добиться права на ЭКО от погибшего на СВО супруга. Она также не была с ним расписана, но при жизни он подписал все бумаги.


