Штрафы до 10 тысяч и лишение прав: как теперь правильно уступать дорогу спецтранспорту — вступили в силу новые ПДД
С 26 июля 2025 года в России начали действовать обновлённые правила дорожного движения. Изменения касаются, в первую очередь, порядка действий водителей при приближении спецтранспорта с включёнными проблесковыми маячками и/или сиреной.
Ранее в ПДД формулировка обязанности «уступить дорогу» оставалась общей и не конкретизировала, как именно это нужно делать.
Теперь в правилах даны более чёткие указания, но при этом остаются и спорные моменты.
Что именно меняется
1. Уточнены действия водителей при приближении спецтранспорта
Теперь водитель обязан:
- перестроиться в соседний ряд или, при возможности, съехать на обочину;
- либо выполнить иной разрешённый манёвр, позволяющий обеспечить свободный и безопасный проезд автомобиля с включёнными спецсигналами.
2. Введён запрет на опережение и движение рядом
- Нельзя двигаться в соседнем ряду с такой же скоростью, как автомобиль со спецсигналами.
- Запрещено опережать такие машины, даже не выезжая на встречную полосу.
Это нововведение касается, в первую очередь, автомобилей Госавтоинспекции, Военной автомобильной инспекции и Федеральной службы охраны, на которых устанавливаются подобные сигналы.
3. Расширена обязанность уступать дорогу
- Впервые вводится требование уступать автомобилям без цветографической раскраски, если у них включены маячки и сирена. Как правило, это машины, перевозящие высокопоставленных чиновников.
- Также необходимо уступать колоннам с сопровождением, если впереди едет автомобиль с мигалкой.
4. Штрафы пока действуют по старым нормам, но вскоре вырастут
- В текущей редакции КоАП за неуступку машине со спецсигналом предусмотрен штраф в 500 рублей.
- Если речь идёт о транспорте с цветографической схемой (например, скорая, полиция, МЧС), — от 4,5 до 7,5 тыс. рублей или лишение прав на срок до пяти месяцев.
В ближайшее время вступят в силу ужесточённые санкции: до 10 тыс. рублей штрафа или лишение прав, включая за игнорирование гражданских автомобилей со спецсигналами.
Поправки уже одобрены Советом Федерации, остаётся дождаться подписи президента.
5. Уточнено определение детского удерживающего устройства
- Теперь под ним понимается только сертифицированная конструкция, предназначенная для перевозки ребёнка в автомобиле и обеспечивающая защиту при ДТП.
- Адаптеры, накладки, ремни с пряжками и иные аналогичные приспособления исключены из допустимых вариантов.
Почему изменения вводятся
Как пояснили в Минтрансе, новые правила направлены на повышение уровня безопасности на фоне «проведения СВО и роста террористических угроз».
В частности, усиленный режим охраны требует беспрепятственного движения транспорта оперативных служб и сопровождаемых колонн, включая машины без специальной окраски.
Что вызывает вопросы
Несмотря на чёткие формулировки, на практике остаются спорные моменты.
Например, если для уступки необходимо пересечь сплошную линию, заехать за стоп-линию или выехать на обочину — водитель окажется между двумя противоречащими нормами. Такие действия формально запрещены, но при этом они могут быть единственным способом выполнить требование уступить дорогу.
Кроме того, остаются неясности в трактовке запрета «мешать организованному движению» — в правилах не конкретизируется, что именно считать препятствием.
Такие правовые неопределённости могут стать поводом для разногласий между водителями и инспекторами на дороге.
Как ранее писал Topnews, с 1 августа водителей ждут штрафы до 45 тысяч.

