12 декабря 2023, 12:58 | Автор: Вадим Ардов

Кристина Анищенко: «Нужно предвосхищать ожидания клиентов»

Кристина Анищенко: «Нужно предвосхищать ожидания клиентов»
фото:
Известный бьюти-эксперт оценила ситуацию на рынке России и рассказала, как развивать бизнес в период кризиса.

Предприниматели в бьюти-индустрии нуждаются в новых бизнес-решениях. Показатели рынка среднего и малого бизнеса снижаются – согласно исследованию «Нескучных финансов» и сервиса «Точка Обороты», за первое полугодие 2023 года доход рынка бьют-услуг снизился на 72,82% в сравнении с аналогичным периодом 2022 года. Причины — повышение цен на расходные материалы, снижение платежеспособности клиентов и массовый отток специалистов из студий в самостоятельную практику.

Проблемы рынка, вставшие перед бизнесом в сфере бьюти решаемы и не повод закрывать салоны красоты, говорит Кристина Анищенко, основательница студии Lashes в Новосибирске. Она более 10 лет работает в индустрии, успешно развивает свой бизнес и обучает других мастеров. Что важно учитывать в бьюти-индустрии, чтобы успешно преодолевать неблагоприятные внешние обстоятельства, как изменились материалы, с которыми работают мастера, — в интервью с Кристиной Анищенко.

— Кристина, в профессии вы более 10 лет, и прошедшие три года выдались напряженными для российского бизнеса вообще и для бьюти-индустрии в частности — по данным статистики, закрылся каждый третий салон. Какие главные сложности этого периода можете назвать?

— Последние несколько лет действительно выдались сложными. Повышение цен на расходники вынуждало увеличивать стоимость услуг. Люди не были к такому готовы, многие перешли на режим экономии. При этом, как часто бывает в периоды экономической нестабильности, потребители стали более осмотрительными в выборе услуг и продуктов, уделяя большее внимание их качеству и соотношению цены и качества.

Многие изменили потребительские привычки, стали реже обращаться к мастерам. Одновременно выросла конкуренция среди компаний, салонов красоты – все начали активнее бороться за оставшуюся часть рынка.

—  Но на вашем бизнесе это будто не отразилось: спрос на услуги остается стабильным, а клиентская база продолжает пополняться. Что помогает бизнесу в вашей сфере справляться с изменениями на рынке?

— Специфика бизнеса в бьюти-сфере заключается в том, что он сильнее прочих зависим от доверия клиентов. Важно зарекомендовать себя на рынке высоким качеством сервиса и индивидуальным подходом к каждому посетителю. В этом кроется причина стабильности работы, например, нашего салона — предвосхищать ожидания клиентов, выполняя свою работу на 110%. При этом необходимо всегда улучшать тот продукт, который предлагается клиентам: искать оптимальные материалы, вкладываться в развитие сотрудников, работать над расширением предлагаемых услуг.

Эта стратегия и приводит к сохранению спроса вопреки нестабильной ситуации: клиентская база продолжает пополняться по принципу сарафанного радио. Посетители остаются довольны нашим сервисом и тем результатом, которые получают, и становятся постоянными клиентами. И, конечно, советуют нас друзьям и знакомым. Поэтому заботиться о собственном профессиональном имени крайне важно и делать это, разумеется, нужно всегда.

— Предприниматели, которым пришлось приостановить ведение бизнеса, одной из причин называют повышение цен на материалы и их труднодоступность. Некоторые позиции подорожали на 30% и больше. Это действительно критический фактор?

— Проблемы есть, но они не критичны. Основные сложности, с которыми столкнулась наша студия — рост цен на материалы из-за курса доллара и усложнение логистики. Мы продолжаем работу в том же ритме, просто некоторые процессы усложнились и теперь требуют повышенного внимания. В марте 2022 года казалось, что все иностранные бренды уйдут с российского рынка окончательно — в срочном порядке салоны начали скупать те материалы, что еще были в продаже, а также искать альтернативы. Пессимистичные прогнозы сбылись лишь отчасти: большинство поставщиков всё же продолжили работу.

Конечно, часть брендов действительно ушла, но это не значит, что они вообще перестали работать с российским рынком. Просто видоизменилась схема нашего взаимодействия: если раньше мы покупали напрямую у официальных представителей, то теперь расширился рынок дистрибьюции. Сторонние компании завозят те же средства, конечно, по завышенным ценам. Но нас больше интересует то, что материалы поступают в нужном объеме и со всей необходимой документацией.

— Среди ваших клиентов есть крупные компании, и это во многом обязывает следить за рынком материалов, искать более качественные. Сейчас появились новые, неизвестные ранее российским мастерам, бренды. Что скажете о них?

— Действительно, сейчас марки, которые раньше заслоняли гиганты индустрии или которые сами боялись выйти на российский рынок, опасаясь высокой конкуренции. Теперь же все изменилось, и я, признаюсь, очень этому рада: на рынок выходят ранее неизвестные бренды из Испании, Германии, Южной Кореи, которые уже завоевали популярность на своих национальных рынках. Мы периодически тестируем некоторые из них, и могу с уверенностью сказать, что они мало чем уступают тем маркам, с которыми мы сотрудничали ранее. Сейчас у специалистов выбор широк, как никогда ранее: каждый мастер может выбирать из множества альтернатив высокого качества.

— Мы нередко слышим, что ситуация на рынке простимулировала российских производителей — в октябре 2023 количество компаний превысило 2,7 тысяч. Как эксперт вы посещаете профессиональные выставки бьют-продуктов, например, The Makeup Show LA, как оцените развитие отечественных брендов?

— Я с большой надеждой смотрю на стремительное развитие российских бьют-брендов: Bronsun, Kapous Professional, Estel и других. Многие из них отлично проявляют себя в работе и позволяют получить потрясающие результаты. Все большую известность приобретают марки, которые и раньше отличались высоким качеством, но находились в тени, например, бренд Essem Simple — совместная разработка российских и немецких специалистов. Конечно, сейчас российские производители расширяют свои линейки, на рынке появляются новые игроки. Но невероятного роста, как может показаться, не было.

Раньше большинство отечественных продуктов было в тени, теперь же потребителям легче познакомиться с ними. Правда, некоторые клиенты отдают предпочтения иностранным маркам, просят использовать в работе именно их. Думаю, должно пройти время, чтобы наши бренды успели зарекомендовать себя не только среди визажистов, но и потребителей. Все еще существует немало предрассудков: более низкое качество, дешевые компоненты, неэффективность. Могу немного успокоить и визажистов, и потребителей — большинство производителей работают по тем же стандартам качества, что и бренды, ушедшие из России.

Какой совет можете дать другим предпринимателям для успешного преодоления сложных периодов?

Во-первых, быть готовым к любым изменениям — кризис больше всего ударил по тем компаниям, которые не смогли выдержать резких изменений и быстро перестроиться под новые реалии. Мы уже не раз убеждались в том, что невозможно предсказать, что случится в недалеком будущем, поэтому нужно гибко выстраивать свои планы, всегда иметь план Б. Для этого необходимо быть максимально погруженным в текущую повестку, чтобы успеть вовремя отреагировать на изменения и удержаться на плаву.

Во-вторых, чтобы бизнес оставался жизнеспособным, он должен выделяться. Необходимо ярко позиционировать себя, показывать, чем вы отличаетесь от конкурентов: качеством, сервисом и так далее. Тогда клиенты понимают, почему стоит идти именно к вам, в чем ваша ценность. Такие компании, как показывает практика, легче переносят рыночные изменения: отличаются более стабильным спросом, показывают показатели роста даже в кризис. Необходимо сохранять идею, которую несет в себе бизнес.

Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в Twitter
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела