«Фолкерское колесо» конкурирует с Лохнесским чудовищем
Местоположение Фолкерка имело огромное стратегическое значение еще во времена Римской империи. В XVIII веке этот район прославился как колыбель индустриальной революции и сталелитейной промышленности. Тогда же появились и первые каналы, которые стали важными путями сообщения… Первый канал — Форт-энд-Клайд закончили строить в 1790 году. Он фактически повторял линию римской стены. В 1822 году начал действовать канал Юнион (Union), по которому в Эдинбург доставляли дешевый уголь. Соединялись оба канала в Фолкерке системой из 11 шлюзов…
Сначала такой путь предназначался только для грузовых лодок, но вскоре предприимчивые судовладельцы решили, что люди с удовольствием станут совершать водные путешествия по стране. Уже к середине 1830-х годов пароход «Скорый» перевозил в год до 200000 человек, предлагая девятичасовое плавание по каналам между Эдинбургом и Глазго…
Вначале лодки волочили лошади…Потом появились суда, оснащённые паровым двигателем…Однако с появлением и развитием железных дорог каналы стали приходить в упадок и в 1960 году они окончательно закрылись после того, как рядом построили железную дорогу. О каналах вспомнили спустя десятилетия, когда начался лодочно-спортивный бум и вновь начал расти интерес к морским путешествиям.
В проект возрождения каналов и соединения их в Фолкерке с помощью чудо-лифта вложили 84,5 миллиона фунтов. И британские власти не ошиблись, посчитав, что капиталовложение быстро окупится за счет создания новых рабочих мест и притока туристов.
Королевская Академия художеств пожаловала автора проекта этого незаурядного гидротехнического сооружения особым дипломом, указав, что уникальный лифт для кораблей является и изящным архитектурным сооружением…