Ученые выяснили, что стало причиной массовых вымираний животных

Опубликовано 03.09.15 22:22 Ученые выяснили, что стало причиной массовых вымираний животных

Исследователи считают, что самое раннее массовое вымирание животных на Земле было порождено эволюционированием самой жизни.

Исследователи утверждают, что главной причиной некоторых массовых вымираний живых существ — например, вымирания конца Эдиакарского периода, случившегося более 540 млн лет назад, — могла быть эволюция, пишет «Газета.Ru» со ссылкой на отчет ученых, опубликованный в журнале Proceedings of the Royal Society B.

«Между тем вымиранием и сегодняшним днем существуют мощные параллели. Вымирание конца Эдиакара показывает, что появление новых форм поведения среди животных может полностью изменить весь облик узюмгшр планеты и разрушить экосистемы, и мы, человечество, являемся самыми сильными экосистемными инженерами за всю историю Земли», — заявил Саймон Даррох (Simon Darroch) из университета Вандербильта в Нэшвилле (США).

Так, исследователи изучили образцы почвы и сохранившиеся в ней остатки микроорганизмов возрастом от 579 млн до 550 млн лет. Видовое разнообразие находившихся там живых существ и состав почвы позволили сделать ученым вывод: вполне возможно, что причиной массовых вымираний являются не климатические изменения или другие катастрофы, а сама жизнь. Эволюция заставляет более слабые формы жизни исчезать, уступая место более сильным и приспособленным.

Согласно объяснению ученых, примерно 600 миллионов лет назад на Земле появилось множество причудливых многоклеточных животных, вроде перообразных губок-рангеоморфов, которые бесследно исчезли незадолго до "кембрийского взрыва" – эпохи взрывообразного расширения видового разнообразия животных и появления всех групп современной жизни, сообщают РИА Новости.

По словам Дарроха, отличительной чертой этих ранних организмов было то, что они могли использовать кислород, токсичный для большинства микробов газ, в качестве источника энергии. Это позволило им быстро распространиться по первичному океану Земли, несмотря на их неподвижный образ жизни, и проникнуть во все ее уголки за относительно короткое время.

Анализ их окаменелостей из Намибии показывает, что в вымирании были виноваты их "наследники"  — представители кембрийской фауны,  в буквальном смысле "переформатировавшие" океан под себя и сделавшие его непригодным для жизни эдиакарских существ.

Главным отличием кембрийской фауны от их эдиакарских конкурентов было то, что большая часть ее представителей была полностью мобильной, и могла перемещаться из одного места в другое, что позволяло им активно искать и поглощать пищу. Эта способность позволила им быстро вытеснить эдиакарских "предков" и занять их место в экосистемах.

Даррох отметил, что об этом свидетельствует то, что видовое разнообразие эдиакарских животных в намибийских отложениях было очень низким по сравнению с более древними залежами их останков, хотя эти существа, судя по химическому составу окружающих их пород, не испытывали проблем с доступом к кислороду и пище.

Подобные процессы и замещение одних видов животных другими происходят в дикой природе всегда, однако в то время подобная смена произошла столь быстро, что она с геологической точки зрения напоминает типичное массовое вымирание животных, вызванное каким-то планетарным катаклизмом.