Калейдоскоп
24 августа 2013, 10:04 | Автор: Иван Рутов

Ученые нашли в Атлантическом океане таинственные «черные дыры»

Спутники обнаружили два загадочных водоворота, похожих на черную дыру, в южной части Атлантического океана.

Таких ультрамощных воронок, всасывающих воду в глубину, никто никогда раньше не видел. По мнению ученых, они способны засосать суда, мусор и даже живых существ. По предварительным оценкам, за секунду в воронке перемещается 1.300.000 кубических метров воды.

Две черных дыры были замечены на протяжении трех месяцев физиками из Цюриха и Майами. Это открытие может послужить объяснением тому, куда девается океанический мусор, и даже может оказать влияние на исследования, касающиеся изменений климата, сообщает FedPost.

Астрономические черные дыры — это разрыв в пространственно-временной материи, из которой ничто не ускользает, даже свет. Солнечный свет их обтекает, что и позволило астрономам признать существование черных дыр.

Аналогичным образом функционируют и океанические водовороты, вращающиеся по спирали, и захватывающие мусор, масла и живых существ, оказавшихся поблизости. Для того, чтобы описать свое открытие, ученые использовали рассказ Эдгара Аллена По "Низвержение в Мальстрем", написанный в 1841-м году: "Край вихря был представлен широкой полосой блестящих брызг, но никакая частица этого не проскользнула в потрясающую воронку".

Именно так выглядят вихри, говорится в исследовании. Пояс брызг окружает водоворот, но жидкость в него не падает. Аналогично черным дырам в космосе, окруженным фотонами света, в этом участке гравитация настолько сильна (из-за плотности черной дыры), что удерживает свет на орбите. Фотоны здесь остаются, в шатком равновесии. Они не могут ни вырваться, ни попасть в отверстие.

Так же, как и астрономические черные дыры, океанические вихри проявляют сингулярность.

Чтобы найти эти океанические черные дыры, ученые исследовали спутниковые снимки Игольного мыса в Индийском океане. Его течение проходит вдоль восточного побережья Африки до поворота и возвращается обратно. Иногда отделяющиеся водовороты продолжают кружиться в южной части Атлантического океана, оставаясь нетронутыми в течение более трех месяцев.

За три месяца были обнаружены два водоворота, имитирующие поведение черной дыры. "Мы нашли исключительно когерентные потоки в Южной Атлантике, аналогичные потокам фотонов в сферах вокруг черных дыр", — сказал Джордж Халлер из Швейцарского федерального технологического института в Цюрихе и Университета Майами во Флориде, который работал над исследованием.

По словам Халера и его коллеги уравнения общей теории относительности подходят и для описания определенного типа водоворотов. Подобно черным дырам такие водовороты затягивают в себя окружающее вещество, и некоторое время удерживают его внутри воронки, утверждают авторы статьи.

"Если их границы действительно устойчивы и не дают "нитей", такие водовороты могут создавать движущиеся оазисы для представителей морских пищевых цепей или даже влиять на изменение климата, перенося воду разной солености и температуры", — говорится в статье, выдержки из которой приводит РИА Новости.

На сегодняшний день самый известный и мощный водоворот в мире Сальтштраумен (Saltstraumen), находится за Полярным кругом, в Норвегии, в 33 километрах восточнее города Буде (Bodo). Своё имя водоворот получил от названия местности Salten, а вторая часть названия straum в переводе с норвежского означает «поток, сильное движение воды».

По мнению учёных, возраст Сальтштраумена 2-3 тысячи лет, и появился он в результате изменения поверхности нашей планеты в послеледниковый период. До 400 миллионов тонн морской воды устремляется в пролив, длина которого 3 километра, а ширина всего 150 метров. Поток несётся со скоростью более 40 километров в час и закручивается, смешиваясь с воздухом и образуя воронку шириной до 10-15 метров и глубиной до 5 метров.

Обогащённые кислородом воды Сальтштраумена богаты рыбой и привлекают рыбаков со всего мира.