Астрономы: размер Млечного пути вырос в десять раз

Опубликовано 30.06.13 12:12 Астрономы: размер Млечного пути вырос в десять раз

Астрономы в очередной раз переосмыслили размер нашей Галактики.

Астрономы, ведомые Джоном Стоком (John Stocke) из Колорадского университета в Боулдере (США), сообщают, что новые наблюдения спектрографа космического телескопа "Хаббл" вынудили их переосмыслить размер гало спиральных галактик типа нашего Млечного Пути. А значит — существенно изменить и наши оценки их массы, передает "Компьюлента".

Если сегодня размер диска Млечного Пути оценивается в 100 тыс. световых лет, а гало Галактики (ее невидимый компонент) полагается выступающим за края диска всего на десяток тысяч световых лет, то теперь узшякфа группа Стока утверждает, что диаметр гало из газа превышает 1 млн световых лет — вдесятеро больше видимого диска Млечного Пути, или порядка десятка квинтиллионов километров.

В общем, "дом" нашей звёздной системы в сто раз обширнее, чем мы его себе представляли. Ну а сам этот газ оказался в такой дали, потому что был отброшен взрывами сверхновых от основного диска. Но он не потерялся в межгалактическом пространстве, а постепенно вновь стал сближаться с Галактикой и, попадая в диск, участвовать в образовании звёзд.

Опираясь на работы предшественников в том, что касается химического состава и плотности газовых облаков огромного гало, группа Джона Стока оценивает его массу примерно равной общей массе звёзд средней спиральной галактики. "Это стало большим сюрпризом", — говорит руководитель исследования.

Теперь барионную (обычную) материю галактических дисков можно смело умножать чуть ли не вдвое, что в перспективе может слегка снизить долю тёмной материи в общей массе Вселенной. Ранее теоретические предсказания массы газа в спиральных галактиках давали результат, примерно впятеро превосходящий тот, что наблюдали астрономы. Новые данные позволяют сблизить практику с теорией, подчёркивает учёный.

Для обнаружения сильно разреженного газа использовалась очень сложная методика. Ученые использовали далекие квазары (сверхяркие массивные черные дыры) в качестве "фонариков", которые просвечивали пространство и позволяли фиксировать прохождение ультрафиолетового света через ореолы газа вокруг галактик. Затем с помощью спектрометра COS был изучен химический состав, плотность, скорость и другие характеристики галактического ореола газа, добавляет CNews.

В настоящее время астрономы заняты тщательным изучением открытого ими явления. Ученые очень надеются, что космический телескоп Хаббл продолжит свою работу. Дело в том, что объявленный преемником Хаббла телескоп James Webb не может наблюдать в УФ-даипазоне, да и скорее всего его возможности в основном направят на "модную" тему поиска и изучения экзопланет.