Происшествия
14 октября 2011, 07:20 | Автор: Иван Рутов

Летчики-испытатели с риском для жизни назвали причину крушения Як-42 с «Локомотивом»

Летчики-испытатели с риском для жизни назвали причину крушения Як-42 с «Локомотивом»
фото:
Эксперты сделали первые выводы на основе летного эксперимента в Жуковском с аналогом разбившегося Як-42 и рассказа выжившего бортинженера.

МАК завершил трехдневный летный эксперимент в Жуковском с аналогом разбившегося самолета. Выяснилось, что при попытке воспроизвести «дополнительную тормозящую силу», возникшую во время разгона, нос самолета в нужный момент не поднимался, передает «Первый канал».


ВИДЕО


Один из пилотов рассказал журналистам о шести прерванных взлетах, которые были совершены, чтобы пролить свет на причины крушения лайнера 7 сентября.


«Были рассчитаны те значения, до которых мы должны произвести отклонение тормозных педалей и получить именно тот тормозной момент, который будет соответствовать примерно тому моменту, который был на самолете в Туношне», — сообщил Василий Севастьянов, летчик-испытатель ОКБ имени Яковлева (на фото).


Именно он с коллегой проводил экспериментальный полет на таком же Як-42, что разбился под Ярославлем. Самая первая попытка была в штатном режиме, без нажатия на тормоза. Она подтвердила — ничто не должно было помешать самолету взлететь. По словам Севастьянова, были получены характеристики, подтверждающие, что самолет при данном положении рулей взлетает «без каких-либо проблем, без замечаний».


Если сопоставить картины аварийного и экспериментального взлета, будет видно: начав разгон, два самолета двигаются синхронно, но после достижения скорости в 165 километров в час самолет-модель едет быстрее, а разгон Як-42 из Ярославля замедляется — на него начинает действовать та самая сила торможения, несмотря на увеличение тяги двигателей — пилот добавил газу. При скорости 210 модель отрывается от земли и благополучно взлетает. А разбившийся самолет продолжал катиться, хотя пилот все сильнее тянул штурвал на себя. На скорости 220 он выезжает за пределы полосы. На 230 взлетает, но почти мгновенно начинает падать.


«Некая тормозящая сила при положении штурвала на себя в положении 10 градусов, не давала увеличить угол атаки, который должен был составлять порядка 10-12 градусов для нормального взлета, — объяснил летчик-испытатель. — После того как сила эта тормозящая убралась, ничто уже не препятствовало увеличению угла тангажа».


Установить, действительно ли перед катастрофой у самолета сработали тормоза, трудно, бортовые самописцы это не фиксируют. Но следы торможения на поле были найдены. В самый последний момент, тормоза отпустили. Но еще раньше, не понимая причины странного поведения самолета, пилот сильно потянул штурвал на себя. В результате самолет слишком резко пошел вверх, выйдя на так называемый закритический угол атаки. После этого машина была обречена.


Чтобы все это подтвердить, был поставлен сложный и опасный эксперимент: повторить разбег с нажатой педалью тормоза, выставляя штурвал так же, как это сделали пилоты разбившегося ЯКа. Испытатели выполнили подтвердили высказанную версию.


Результаты испытаний согласуются и со словами единственного человека, выжившего в катастрофе — инженер Александр Сизов 12 октября впервые рассказал о том, что происходило в том роковом полете.


Теперь слово за технической комиссией Межгосударственного авиационного комитета. Она должна дать окончательный ответ о причинах катастрофы.

Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в Twitter
материалы ПО ТЕМЕ
Выживший при крушении ЯК-42 инженер дал первое интервью Выживший при крушении ЯК-42 инженер дал первое интервью
МАК воспроизвел последний полет Як-42 с хоккеистами "Локомотива" МАК воспроизвел последний полет Як-42 с хоккеистами "Локомотива"
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости Происшествия
Все новости раздела