25 сентября 2011, 21:43 | Автор: Иван Рутов

Путин + Медведев = застой

Путин + Медведев = застой
фото:
Эксперты Forbes про новое путинское президентство и ближайшее будущее страны.

Александр Кынев, политолог: «за формальными овациями стоит ужас»


Мы вступаем в зону определенности. То, что сегодня случилось, было воспринято обществом как вызов, по меньшей мере, активной частью общества. Историю делают не конформисты, и произошедшее обязательно будет иметь последствия на каком-то временном горизонте. Пока только непонятно, на каком.


Говорят, даже в Лужниках сегодня слышался свист. Не знаю так ли это, но в любом случае за формальными овациями стоит ужас наиболее активной части элиты.


Сергей Гуриев, директор Российской экономической школы: «Без реформ России угрожает судьба СССР»


Путину – как никому другому – будет трудно проводить реформы. Весь его политический капитал основан на достижениях «стабильности». Ему будет крайне трудно выступить с реальными предложениями демонтажа выстроенной «вертикали». Эти предложения не будут поняты основными избирателями Путина – единороссами, бюрократами, сотрудниками госкомпаний и бюджетниками.


В то же время реформы объективно необходимы. Без реформ России угрожает судьба СССР. Это признавал и сам Владимир Путин. Вот что он говорил в 2008-м: «Следуя этому [инерционному — СГ] сценарию, мы не добьёмся необходимого прогресса в повышении качества жизни российских граждан. Более того, … подвергнем угрозе само её существование».


Борис Грозовский: экономический обозреватель: «Сравнения с брежневским застоем могут стать уже не метафорой, а буквальным тождеством»


С точки зрения макроэкономической стабильности, на которую в первую очередь смотрят финансовые рынки, объявленная на съезде «Единой России» рокировка — хороший вариант. Ведь стабильность для Путина — основная цель, первичная по отношению к развитию и реформам. «Новый старый президент» будет, как и в 2000-х гг., крайне опасаться попасть в зависимое положение по отношению к иностранным кредиторам. Поэтому он будет избегать быстрого роста госдолга, а это потребует проведения сбалансированной бюджетной политики.


Путин неоднократно говорил, что готов к необходимым и не слишком популярным решениям в экономической политике. Первые год-два президентства дают хорошую возможность для пенсионной реформы и улучшения делового климата и, скорее всего, Путин этим воспользуется. Плохая ситуация в мировой экономике, глобальный кризис суверенного долга ускорят эти преобразования.
Хуже ситуация с правительством, которому придется проводить эти самые преобразования. Как работа Дмитрия Медведева в Кремле, так и предшествовавшая ей деятельность по организации нацпроектов не обещают, что ему удастся эффективно организовать работу кабинета министров. Вдобавок Медведев более, чем Путин, склонен к наращиванию бюджетных расходов в интересах различных групп влияния. Но премьера не избирают на 6 лет, а вертикаль власти в новой конфигурации будет отсроена достаточно быстро – по крайней мере, на протяжении от Кремля до Белого дома (с распространением ее дальше есть большие проблемы).


Еще хуже ситуация с институциональной точки зрения. К завершению 20-летнего (1999-2018) правления Путина накопится усталость, которая может взорвать систему, а сравнения с брежневским застоем могут стать уже не метафорой, а буквальным тождеством. Путину не удаются преобразования – он мастер поддерживать стабильность. Но со временем число заинтересованных в ней социальных групп будет сокращаться.


Наконец, даже реформаторская активность первых лет путинского президентства будет сопровождаться не ослаблением, а усилением российской версии госкапитализма. Государство, подконтрольные ему корпорации, а также компании, которыми владеют друзья президента, будут усиливать свои позиции во всех секторах, где только это возможно. Это станет основным и очень серьезным барьером для улучшения делового климата. Одновременно быть арбитром и игроком у государства не получается, особенно когда на поле есть ряд привилегированных игроков, по определению играющих по особым правилам.


Алексей Макаркин, политолог: «Реформы отданы Медведеву, а Путин будет заниматься поддержанием политической стабильности»


Главная неожиданность в том, что Медведева взяли в правительство, потому что должность премьер-министра не выглядит удобной и привлекательной, и не сулит больших лавров. Я думал, что если Медведев и уйдет с поста президента, то скорее на пост председателя Государственной Думы. Видимо, у него здесь была возможность выбора, и он хочет контролировать кабинет министров в значительно большей степени, чем во время своего президентства. Об этом свидетельствуют и слова президента о грядущем обновлении состава правительства.


Тем не менее, центр принятия политических решений возвращается в Кремль. И если в экономике у Медведева, как у премьера, будут серьезные возможности, то политику будет полностью контролировать президент, который очень осторожно относится к каким-либо реформам в политической сфере. Так что модернизация у нас, скорее всего, будет проводиться в экономике, но не в политике.


Я думаю, Путин пришел к выводу, что он сможет удержать политическую стабильность в условиях экономических реформ. По сути, экономические реформы отданы Медведеву, а Путин будет заниматься поддержанием политической стабильности.


Игорь Бунин, президент Центра политических технологий: «Кто бы ни возглавил правительство, и кто бы ни стал президентом, им придется нелегко»


Кто бы ни возглавил правительство, нас ожидает очень тяжелый период: экономические возможности страны минимальны, мир вступает в период рецессии и нефтяные цены, видимо, будут падать.


У нас сложилась некая социальная модель, которая ориентирована на патерналистский подход к миру. Эту модель надо менять: делать социальную помощь адресной, а не универсальной; каким-то образом избавляться от нефтяной зависимости, потому что ясно, что вечно столь высокими цены на нефть быть не могут.


Сейчас мы сохраняем равновесие бюджета при за баррель, ниже этой отметки уже начинаются проблемы. Требуется модернизация, диверсификация экономики, новая социальная программа. Одновременно требуется проведение политических реформ, потому что невозможно делать ставку на одну «Единую Россию» — политические интересы среднего класса в стране до сих пор не выражены.


В связи с этим ясно, что кто бы ни возглавил правительство, и кто бы ни стал президентом, их ждет достаточно тяжелая регистратура.


Олег Кашин, журналист: «История не спрашивает мнения людей, которые планируют 6-летние избирательные циклы»


Для меня самое важное в сегодняшней новости то, что обещание Медведева найти и наказать напавших на меня людей растворилось в воздухе вместе с его властью, как и любые другие его обещания. Я еще буду много об этом думать.


Возможно, теперь мы все либо умрем при Путине, либо свалим из страны, но сколько будет ада впереди — мы пока знать не можем.


Я думаю, что от Путина мало зависит, как будет выглядеть страна через 12 лет. И не только потому что, ему будет 71 год. В мире глобальный экономический кризис, в стране – политические, национальные и разные другие противоречия. История не спрашивает мнения людей, которые планируют 6-ление избирательные циклы.


 

Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в Twitter
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела