Х-самолеты: 70 лет под грифом «секретно»
Х-1. 1946 год
Вскоре после окончания Второй мировой войны, Bell Aircraft вместе с ВВС США и Национальным консультативным комитетом по аэронавтике (предшественником НАСА) набрались решимости преодолеть звуковой барьер. Bell X-1 стал самолетом, которому это удалось на 50-ом вылете 14 октября 1947 года. Х-1Е – четвертая модификация – поставил рекорд скорости 3 марта 1958 года, развив ее до 1643 км/час.
Х-11 и Х-12. 1957 и 1958 гг.
Х-11 и Х-12 были скорее первыми межконтинентальными баллистическими ракетами, а не самолетами. Они послужили основой для создания семейства космических ракет-носителей Атлас, которые имеют обширную историю запусков, начинающуюся с первого американского орбитального полета Джона Гленна 20 февраля 1962 года.
Х-15. 1958 год
Первый в истории пилотируемый гиперзвуковой летательный аппарат-самолет, совершивший суборбитальный космический полет. В 1961 году летчик-испытатель Джо Уокер достиг высоты 108 километров – этого хватило, чтобы его причислили к астронавтам. Х-15 до сих пор держит рекорд скорости: в 1967 году летчик Пит Найт разогнал самолет до 7,273 км/час, и никому еще даже близко не удалось подобраться к этой цифре.
Х-25. 1955 год
Одноместный вертолет, также известный как Бенсен-8, был разработан русским эмигрантом Игорем Бенсеном. Изначально, созданный им автожир не предназначался для военных целей, а широкую известность получил благодаря тому, что безмоторным летательным аппаратом можно было пользоваться без получения лицензии пилота. К тому же, это было простой и дешевый способ самостоятельно обучиться пилотированию. ВВС США приспособили автожир под свои нужды для спасения сбитых летчиков. Впрочем, хотя программа по использованию Х-25 была начата в 1955 году, состоялось только два испытательных полета, затем проект прикрыли.
Х-29. 1984 год
Посмотрите на Х-29, и вы сразу заметите, что не так с этим самолетом: его стреловидные крылья развернуты в обратную сторону. Такая конструкция должна была уменьшить лобовое сопротивление, однако увеличение статической неустойчивости привело к тому, что самолет мог летать только под контролем системы компьютерного управления полетом «Fly-by-wire». Х-29 стал одним из последних самолетов, над которыми экспериментировали с крыльями обратной стреловидности.