Панамский канал — восьмое чудо света
С каналом связывались мечты о небывалом экономическом расцвете Америки. Считалось также, что он внесет серьезный вклад в дело взаимопонимания между народами. Канал был построен за десять лет, но радость была омрачена: по зловещему стечению обстоятельств открытие его совпало с Первой мировой…
Первое судно по нитке канала прошло 15 августа 1914 года. Официальное открытие канала состоялось лишь 12 июня 1920. Вплоть до 31 декабря 1999 канал контролировался США, после чего был передан правительству Панамы.
Сооружение принесло Панаме немало выгод. Но до сих пор канал является режимным объектом. Вокруг военные базы, полиция и весь канал обнесён колючей проволокой. Есть наблюдательный центр со смотровой вышкой. С вышки виден процесс прохода кораблей через шлюз…
От огромных волнорезов бухты Лимон в Атлантическом океане корабли отправляются к Гатунским шлюзам, где их поднимают на высоту двадцать шесть метров к искусственному озеру Гатун. За озером стоят другие шлюзы. Там суда опускаются сначала на десять, а потом еще на шестнадцать метров — до уровня моря …
Все шлюзы канала — двухниточные, что обеспечивает возможность одновременного встречного движения судов по каналу. На практике же, обычно обе нитки шлюзов работают на пропуск судов в одном направлении. Размеры шлюзовых камер — 33 х 304 м, минимальная глубина 12,55 м. Каждая камера вмещает 101 тысячу кубометров воды Проводка крупных судов через шлюзы обеспечивается специальными небольшими железнодорожными локомотивами, называемыми мулами — в честь мулов, ранее служивших основной тягловой силой для перемещения барок по рекам…