6 отечественных фильмов, получивших «Оскар»
«Разгром немецких войск под Москвой»
Впервые престижную премию получил советский документальный фильм, который был снят по инициативе Иосифа Сталина. В ноябре 1941 года руководитель Советского Союза решил запечатлеть на память потомкам военный удар, которые советские войска готовились нанести противнику во время Великой Отечественной войны под Москвой. Режиссёрами документального фильма были выбраны Леонид Варламов и Илья Копалин, а снимали беспримерный подвиг солдат 15 операторов.
Утром операторы выезжали на передовую, а вечером должны были возвращаться на киностудию в прифронтовом городе. Нередки были случаи, когда студийная машина привозила вечером тело погибшего оператора. Съемки велись в тяжелейших условиях, перерыв в монтаже и озвучивании делали лишь на время авиационных налётов. В феврале 1942 года фильм выпустили на экраны. В этом же году его показали в США под названием «Москва наносит ответный удар». Правда, для американского зрителя документальную картину пришлось разделить на 4 части и полностью перемонтировать.
В 1943 году картина получила премию «Оскар» как лучший документальный фильм. Была отмечена как беспримерная работа кинематографистов в условиях боевых действий, так и героизм народа, проявленный во время защиты столицы.
«Война и мир»
Государственный заказ на съёмки киноэпопеи поступил после выхода на экраны американской версии «Войны и мира», а за право стать режиссёром боролись именитый Иван Пырьев и молодой, но уже зарекомендовавший себя Сергей Бондарчук. В итоге Пырьев сам отказался от съёмок, а Бондарчук начал работу над фильмом, которая длилась целых 6 лет.
При этом съемки признаны самыми масштабными не только для советского, но и для мирового кинематографа. А бюджет, потраченный на создание эпопеи, для советского кино казался просто немыслимым. Однако последующий успех «Войны и мира» был действительно оглушительным. В апреле 1969 года фильм получил премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Правда, награду вручили исполнительнице роли Наташи Ростовой Людмиле Савельевой, так как режиссёр Сергей Бондарчук не захотел прерывать съемки следующего своего фильма.