Художница, страдающая психическими расстройствами, продаёт картины за миллионы долларов
«Горошины — это путь к бесконечности»
Кусама покрывала горошком все доступные поверхности: стены, полы, картины, позже — бытовые предметы и обнаженные тела своих ассистентов. Горошек стал ее «торговой маркой» и «визитной карточкой». Сама Кусама говорила об этом узоре так: «У горошин — форма солнца, символа энергии целого мира и нашей жизни, а также формы луны и спокойствия. Круглые, мягкие, цветные, бессмысленные и непознаваемые. Горошины становятся движением. Горошины — это путь к бесконечности».
В 27 лет Кусаме становится слишком тесно, слишком душно в феодальной Японии, она отправляется покорять США. Штаты благосклонно приняли эксцентричную художницу, и очень скоро она завоевала себе репутацию лидера авангардного движения. Ее психическое заболевание в некоторой степени дополняло яркий публичный имидж.
В начале 1960-х Кусама переключилась на новые предметы: лестницы, обувь и стулья, все они были покрыты белыми фаллическими выступами. «Аккумуляция N 2» — это диван, обитый мягкими тряпичными отростками, которые выглядят абсурдными и угрожающими. Эти работы тесно связаны с сексуальностью: выступы, покрывающие объекты, выглядели как некая пародия на фаллическую власть.
Еще одной работой, посвященной «фаллической теме», стала Infinity Mirror Room — Phalli’s Field. Кусама декорировала своим фирменным узором объекты, которые были помещены в зеркальную комнату, создающую иллюзию бесконечного сюрреалистичного поля объектов.
Возвращение в Японию
Кусама работала очень продуктивно, на ее счету была не одна выставка, она устраивала хеппенинги и перфомансы. Но из-за плохого здоровья Кусама была вынуждена в 1973 году вернуться в Японию.
Покидая Нью-Йорк почти забытой художницей, она возродила интерес к своему творчеству на Венецианской биеннале в 1993 году, где она представляла Японию.