Политика
16 февраля 2017, 07:04 | Автор: Иван Рутов

Историки нашли неизвестную статью Уинстона Черчилля о внеземной жизни

Историки обнаружили статью Уинстона Черчилля, в которой он заявил о возможности существования живых существ у далеких звезд.

В США обнаружена неопубликованная статья британского политика Уинстона Черчилля, в которой он рассуждал об устройстве Вселенной, планетах у других звезд и возможном существовании на них жизни. Текст статьи в 2016 году обнаружил израильский астрофизик, автор работ по популяризации науки и математики Марио Ливио. Документ ему передал директор Музея Уинстона Черчилля в Фултоне (США), пишет "Газета.ру".

11-страничная статья Черчилля была написана в 1939 году и предназначалась для публикации в газете, утверждает астрофизик. Черчиллль прочитал «Происхождение видов» и пособие по физике. А в 20-30 годы он писал статьи об эволюции и клетках в различные журналы и газеты. По вопросам науки Черчилля консультировал физик Фредерик Линдеман, для которого премьер-министр впервые в истории ввел должность советника по науке. В 11-страничной статье «Одни ли мы во Вселенной» Черчилль серьезно размышляет над поисками внеземной жизни. Документ попал в американский музей в 1980-е годы от жены издателя Черчилля Эмери Ривз.

В своей статье Черчилль отразил многие аргументы, сегодня применяемые в вопросах астробиологии. Так, он брал на вооружение «Принцип Коперника» — идею о том, что, учитывая огромные размеры Вселенной, появление жизни и разума на Земле трудно назвать чем-то уникальным. Свои рассуждения он начинает с постулата о том, что всему живому присуще свойство размножения. Он указывает на то, что «всем живым созданиям, известным нам, нужна вода».

При этом другие жидкости тоже могут выполнять роль воды, но «ничто из нашего знания не дает оснований для такого предположения», писал автор. В рассуждениях о жизни во Вселенной Черчилль описал понятие, в научном лексиконе появившееся лишь недавно и известное как «зона обитаемости» — область орбит вокруг звезды, при котором на планете может существовать жидкая вода. Черчилль пишет, что жизнь может существовать лишь при температурах «между несколькими градусами ниже нуля и точкой кипения воды». Также он указывает на то, что одним из условий развития жизни на другой планете является ее способность удерживать атмосферу. Ведь чем горячее газ, тем быстрее его молекулы и тем охотнее они покидают планету, улетая в космос.

Приняв это во внимание, Черчилль пришел к выводу, что Марс и Венера — единственные тела Солнечной системы, где стоит искать жизнь.

В следующей части статьи политик рассуждает о возможности существования планет у других звезд: «Солнце лишь одна звезда в нашей галактике, которая содержит несколько миллионов других звезд». Черчилль предположил, что планеты образуются из вещества звезды, когда мимо нее проходит другая звезда — идея, высказанная астрофизиком Джеймсом Джинсом в 1917 году. Но тогда, раз такие сближения происходят чрезвычайно редко, Солнце должно представлять собой уникальный случай.