Здоровье
29 июля 2016, 09:35 | Автор: Иван Рутов

Ученые раскрыли тайну гипноза и пообещали избавить мир от боли

Нейрофизиологи США предлагают использовать открытие для создания "гипноматов" – устройств, которые будут временно повышать чувствительность человека.

Нейрофизиологи из Стэнфорда проследили за тем, что происходит в мозге человека при впадении в транс во время гипноза, и открыли несколько зон, изменения в работе которых могут вызывать это состояние, говорится в статье, опубликованной в журнале Cerebral Cortex. Выдержки из нее приводит РИА Новости.

Дэвид Шпигель (David Spiegel) из Стэнфордского университета (США) и его коллеги выяснили, как работает гипноз, наблюдая за изменениями в активности различных отделов мозга и флуктуациями мозговых волн у шести десятков добровольцев, пытавшихся избавиться при помощи гипноза от стресса, боли и тревожных состояний.

Как отмечает ученый, сегодня в терапевтическом потенциале настоящего гипноза не сомневаются почти все медики, однако никто не знает, как и почему работает этот феномен, переводящий человека в состояние повышенной внушаемости, что позволяет психологам бороться с самыми разными расстройствами и негативными феноменами в работе нашей психики.

Стэнфордских нейрофизиологов интересовало то, почему лишь 10% населения планеты хорошо поддается гипнозу, а большая часть жителей Земли или слабо реагирует на него, или вообще неуязвима для его действия. Пытаясь ответить на этот вопрос, ученые отобрали из группы численностью примерно в 500 добровольцев три десятка людей, наиболее подверженных действию гипноза, и аналогичное число "неверующих" в гипноз, на которых этот метод внушения вообще не действовал.

Наблюдая за работой их мозга при помощи МРТ в состоянии покоя и во время гипноза, ученые пытались найти различия в том, как нервная система "гипнотизируемых" и "неверующих" в гипноз реагировали на попытки ученых ввести их в транс.

Подобный прием позволил команде Шпигеля выделить три региона мозга, активность которых и характер связей которых с другими частями нервной системы заметно менялась при гипнозе. В их число попали задняя часть передней поясной коры, нейроны, связывающие заднюю часть фронтальной коры и так называемый островок мозга, а также клетки, связывающие эту же часть коры с так называемой сетью пассивного режима работы мозга (DMN).

Первый регион, как отмечают ученые, отвечает за рациональное мышление, вторая группа клеток – за контроль над телом, а третья – за сознание и понимание того, что человек совершает какие-то действия. В первой и третьей зоне уровень активности во время гипноза упал, а во второй – повысился, и отсутствие подобных реакций в мозге "неверующих" может объяснять то, почему на них гипноз не действует.

Данный факт, как считают ученые из Стэнфорда, можно использовать для создания "гипноматов" – устройств, которые будут временно повышать чувствительность человека к гипнозу, воздействуя на эти регионы мозга при помощи магнитных полей. Это поможет им, надеются нейрофизиологи, лучше бороться с болью и психическими расстройствами при помощи гипноза и входа в состояние транса.