Ученые раскрыли тайну двух лун Марса и нашли третью

Опубликовано 05.07.16 10:05 Ученые раскрыли тайну двух лун Марса и нашли третью

Геофизики объяснили происхождение пары лун Марса — Фобоса и Деймоса.

Марс мог обладать сразу тремя лунами в прошлом – они возникли в результате столкновения малой протопланеты с "зародышем" красной планеты, и самая крупная из родившихся лун уже успела упасть на поверхность Марса, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience. Выдержки из нее приводит РИА Новости.

Сегодня вокруг Марса вращается два небольших спутника неправильной формы – Фобос и Деймос диаметром в 22 и 12 километров, удаленные от поверхности уитвшсм красной планеты всего на 10 и 23 тысячи километров. Сегодня многие ученые считают, что обе этих луны являются не планетами, а астероидами, захваченными притяжением Марса в далеком прошлом.

Что интересно, Фобос сближается с Марсом и будет разрушен и превращен в гигантское кольцо пыли через 20-40 миллионов лет, а Деймос, наоборот, удаляется от него и в далеком будущем он "сбежит" от красной планеты. Сейчас ученые с трудом могут объяснить, почему это происходит, и то, как Деймос и Фобос могли оказаться на своих текущих орбитах.

Необычный характер движения Деймоса и Фобоса, как рассказывают Паскаль Розенблатт (Pascal Rosenblatt) из Королевской обсерватории Бельгии и его коллеги, заставил ученых сомневаться в том, что Фобос и Деймос являются астероидами, и побудил их искать альтернативные объяснения существованию этих лун Марса.

Розенблатт и его коллеги предположили, что луны Марса возникли примерно таким же образом, как и наша Луна – в результате космического ДТП, столкновения "зародышей" Земли и Тейи, прародительницы Луны. Они проверили, могло ли это быть на самом деле, используя компьютерную модель новорожденного Марса, который они сталкивали с планетарными эмбрионами разных масс, составов и размеров.

Как показали их расчеты, такое действительно могло произойти, но в таком случае родилась не одна, а сразу три луны Марса, история одной из которых завершилась крайне трагично. Этот спутник красной планеты, как показывают расчеты европейских планетологов, возник в результате столкновения зародыша Марса и протопланеты диаметром в 2 тысячи километров.

В результате этого столкновения в космос было выброшено 100 миллионов гигатонн пород (10 в 20 степени килограмм), примерно 2% которых "слепилась" в пока безымянную луну, вращавшуюся на достаточно близком расстоянии от Марса, а остальные породы объединились в миниатюрное подобие протопланетного диска, в котором родилась Земля и другие планеты. Следом этого ДТП может быть северный полярный бассейн на Марсе, который многие ученые считают гигантским ударным кратером, а не просто дном пересохшего марсианского океана.