Социологи: из-за кризиса россияне ищут вторую работу и экономят на еде
Более 25% россиян в качестве меры борьбы с кризисом сокращают расходы на товары первой необходимости и продукты питания, свидетельствуют данные опроса исследовательского холдинга «Ромир».
Семь из десяти россиян (71%) назвал нынешнюю экономическую ситуацию в стране кризисом, тогда как год назад такой ответ давал каждый второй (53%) опрошенный. Проявлениями кризиса лично для себя респонденты, как и год назад, в первую очередь называют рост цен и высокую инфляцию, обесценивание рубля. По сравнению с ситуацией годичной давности россияне сегодня больше обеспокоены сокращением зарплат, но теперь их значительно меньше волнует напряженная международная ситуация и давление на Россию со стороны западных стран. При этом почти неизменной осталась доля россиян, которые не заметили никаких экономических проблем в стране – 2% против 3% в прошлом.
Как и в прошлом году, чаще о наличии кризиса в стране говорили респонденты из старших возрастных групп – 45 лет и старше. Однако в отличие от прошлого замера, когда на кризисе в большей степени акцентировали внимание высокодоходники, сегодня чаще такой ответ звучал от представителей низко- и среднедоходной групп.
Респондентам было предложено ответить на вопрос о способах преодоления экономических трудностей. Полученные ответы показали, что в целом россияне своих стратегий экономии не изменили. Однако по сравнению с прошлым годом немного сократилась доля тех, кто собирался урезать свои траты на многие статьи расходов. Так, перераспределяют семейный бюджет в пользу еды и самого необходимого 39% россиян. В прошлом году такой ответ давали 43% респондентов. Чаще такой ответ звучал от россиян старше 45 лет, с доходом не выше среднего, проживающих в малых городах страны.
О сокращении расходов на отдых и развлечения завили 28% респондентов, что немного меньше аналогичного показателя прошлого года (32%). Также сократилась доля тех, кто отказался или планирует отказаться от дорогостоящих покупок и товаров длительного пользования – с 30% до 22%.
Однако более чем в полтора раза выросла доля тех, кому пришлось в целях общей экономии сократить расходы на еду и товары первой необходимости — с 17% до 27%. То есть получается, что в целом россияне предпочитают больше экономить на еде и товарах повседневного спроса, но чуть реже отказываться от развлечений, отдыха и дорогостоящих покупок.
Доли россиян, которые собираются активнее заниматься садоводством и огородничеством для получения урожаев, осталась неизменной с прошлого года — 12-13%. Также не изменилось (10-11%) число тех, что собирается отказаться от дорогостоящих услуг, таких как платные медицина и образование.
И по-прежнему не собираются изменять свой стиль покупок и расходов 7% респондентов, которые признались, что их лично экономические проблемы не коснулись.