30 апреля 2014, 07:47 | Автор: Иван Рутов

Ученые выяснили, что наши предки были в разы сильнее современных спортсменов

Кроме того, сибирские ученые после анализа ДНК древних людей раскрыли тайну гибели неандертальцев.

«Даже самые тренированные и заслуженные спортсмены сегодня не идут ни в какое сравнение с древними людьми», — утверждает доктор Колин Шоу из Кембриджского университета. На соревнованиях древние охотники легко бы победили сегодняшних мировых и олимпийских чемпионов. Переход от собирательства к земледелию тысячи лет назад привёл человека к тому, что он имеет сейчас — ожирение, остеопороз и минимальная двигательная активность.

Как пишет RT,  ссылаясь на The Daily Mail и опубликованное в Outside Magazine описание исследования доктора Шоу, к таким выводам учёных подтолкнуло изучение структуры скелетов древних людей, найденных при раскопках, и их сравнение с костями наших современников. По мнению Шоу, состояние костей вполне отображает развитие мускулатуры и общее физическое состояние Homo Sapiens как сегодня, так и тысячи лет назад.

Коллега доктора Шоу Элисон Макинтош решила сопоставить данные лазерного сканирования костей, относящихся к периоду от 5300 года до н.э. до 850 года н.э., а также анализы эластичности костей студентов из Кембриджа, занимающихся бегом. Результаты оказались почти одинаковыми — древние мужчины-земледельцы лишь ненамного уступали современным бегунам.

По мнению кандидата наук Макинтош, опубликовавшей недавно работу под названием «От атлетов к лежебокам: люди после 6000 лет земледельчества», люди растеряли свои физические навыки в тот момент, когда перешли от охоты и собирательства к возделыванию земли и выращиванию зерновых культур и скота. Задачи мужчин и женщин разделились, общая двигательная активность понизилась, и, как результат, физическая выносливость стала падать с каждым поколением.

В основном изменения коснулись мужчин — они перестали бегать на длинные расстояния, перестали таскать на плечах тяжёлую добычу. Ежедневные физические упражнения стали на порядок легче.

Кроме того, группе европейских ученых, в составе которой, в частности, был Анатолий Деревянко, возглавляющий Институт археологии и этнографии Сибирского Отделения РАН,  удалось провести анализ наиболее вероятных причин вымирания неандертальцев, передают "ИнтерНовости".

Международный исследовательский коллектив возглавил известный шведский ученый Сванте Паабо, работающий в сфере эволюционной генетики. Под его руководством специалисты провели сравнительный анализ ДНК неандертальцев, который были обнаружены в Хорватии и Испании, с ДНК, принадлежащей так называемому «денисовскому человеку» (фрагменты костных останков археологи нашли в Денисовой пещере (Алтайский край) в 2008 году.

В конце 2013 года ученым удалось обнаружить ряд сходств у ДНК испанского неандертальца и алтайского «денисовского человека» — по результатам научных исследований выяснилось, что количество генетических различий у их существенно меньше, чем у современных людей, живущих в разных уголках планеты.

Как утверждают ученые, это можно считать свидетельством того, что эволюция у неандертальцев происходила гораздо более медленными темпами, чем считалось до недавнего времени. Особенно это касается генов, которые отвечают за формирование скелета. Поэтому, как предположили специалисты, неандертальцы могли исчезнуть с лица земли именно из-за их крайне низкой приспособленности к глобальным климатическим изменениям.