Астрономы обнаружили пару черных дыр, которые разнесли звезду в клочья

Опубликовано 24.04.14 12:25 Астрономы обнаружили пару черных дыр, которые разнесли звезду в клочья

Ученые обнаружили две новые сверхмассивные черные дыры, сконцентрированные в центральной части в одной из галактик.

Команда астрономов из Института радиоастрономии общества Макса Планка, работающая во главе со Штефани Комосса (Stefanie Komossa), обнаружила уникальную пару сверхмассивных чёрных дыр в центре обычной галактики. О таком открытии учёные сообщают впервые. Разглядеть космические объекты удалось благодаря тому, что они разорвали в клочья своими гравитационными полями близлежащую звезду.

Об открытии, которое было сделано при помощи телескопа Европейского космического агентства XMM-Newton, исследователи узшнхчш сообщили в статье в Astrophysical Journal, передают "Вести".

Поскольку среди исследователей принято считать, что в центре каждой галактики имеется сверхмассивная чёрная дыра, логично предположить, что дуэты из чёрных дыр являются доказательством слияния двух галактик. По таким объектам астрономы и изучают эволюционную историю гигантских космических систем.

На сегодняшний день известно лишь несколько кандидатов в дуэты сверхмассивных чёрных дыр, и все они находятся в активных галактиках, где они постоянно разрывают облака пыли и газа в клочья, прежде чем навсегда поглотить их. В процессе уничтожения газ нагревается так сильно, что он испускает свет на многих длинах волн, в том числе рентгеновских. Из-за этого эффекта центр галактики выглядит в рентгеновском диапазоне очень ярким, и его называют активным. Однако только что открытая пара чёрных дыр располагается в неактивном ядре звёздной системы.

Событие, случайно обнаруженное Комоссой и её командой, было зафиксировано 10 июня 2010 года в галактике SDSS J120136.02+300305.5, удалённой от Земли примерно на 2 миллиарда световых лет. Несколько дней спустя галактика по-прежнему испускала рентгеновские лучи. Уровень излучения упал между 27 и 48 днями наблюдения после открытия. Однако позднее свечение в рентгене вновь появилось и начало затухать заново.

"Именно такой эффект можно наблюдать, когда две сверхмассивные чёрные дыры обращаются друг вокруг друга", — поясняет Фукун Лю (Fukun Liu) из Пекинского астрономического центра, который не принимал участия в новом исследовании.

Подобное явление возникает, когда гравитация одной из чёрных дыр разрушает поток газа, идущего к другой. Из-за этого испускаемые рентгеновские лучи временно угасают.

Теперь, когда астрономы обнаружили первого кандидата в бинарные чёрные дыры в неактивной галактике, поиски начнутся с новыми силами.