18 октября 2013, 09:15 | Автор: Иван Рутов

Астрономы засняли, как "обедает" черная дыра

Их коллеги между тем обнаружили крупнейшую звезду Вселенной. Она скоро взорвется.

Новейшая радиообсерватория ALMA позволила астрономам проникнуть в святая святых сверхмассивных черных дыр. Они понаблюдали за их питанием и увидели, откуда растут релятивистские струи.

Сегодня на передовой этой области исследований находится российский космический проект "Спектр-Р", который вместе с наземным плечом показал рекордное угловое разрешение, и только что достроенная горная радиообсерватория ALMA в Чили. На этой-то обсерватории, которая лишь две недели назад обрела последнюю, 66-ю тарелку, вошедшую в состав гигантского радиоинтерферометра, и прошли наблюдения нескольких черных дыр, о чем сообщают сразу две публикации в журнале Astronomy & Astrophysics, на которые ссылается "Газета.ру".

"ALMA открыла нам удивительную спиральную структуру молекулярного газа вблизи центра галактики NGC 1433. Это объясняет то, как течет вещество, питающее черную дыру. Новые точные наблюдения позволили нам обнаружить выбросы вещества, улетающего от черной дыры всего на 150 световых лет. Это самые мелкие молекулярные выбросы, которые обнаружены в галактике за пределами нашей", — рассказала Франсуаза Ком, автор первой работы.

NGC 1433 относится к довольно редкому классу сейфертовских галактик, в которых выбросы газа происходят со скоростями до нескольких тысяч километров в секунду. Это относительно близкая к нам галактика с перемычкой, имеющая множество пылевых сгустков рядом с ядром. Ее — за наличие внутренних и внешних колец — астрономы между собой называют "Повелителем колец".

Открытие у ядра этой галактики слабого выброса может рассказать ученым о том, как подобные джеты останавливают звездообразование рядом с черной дырой и регулируют рост балджа – центрального утолщения галактики.

Автор второй работы Иван Марти-Видал из Технического университета Чалмерса и Космической обсерватории Онсала в Швеции и его группа также наблюдали сверхмассивную черную дыру с джетом (источник PKS 1830-211), однако в куда более удаленной галактике, свет от которой был испущен 11 млрд лет назад, когда возраст Вселенной составлял всего 20% от нынешнего.

Время от времени сверхмассивные черные дыры проглатывают большие порции вещества, что на время увеличивает яркость джетов. Так и случилось с объектом PKS 1830-211, который изменил яркость прямо во время наблюдений. Оказалось, что в это же время соответствующий всплеск, только в гамма-диапазоне, зафиксировал космический телескоп Fermi.

Между тем астрономы обнаружили крупнейшую на настоящий момент звезду на последнем этапе ее эволюции. Внешние оболочки светила раздуваются перед взрывом, передает РИА ФедералПресс.

Звезда получила обозначение W26, находится она в созвездии Жертвенник, расстояние от Земли составляет 16 тысяч световых лет, сообщает портал НИА – Кубань. Радиус звезды в 1500 раз превосходит солнечный.

Звезду W26 относят к классу красных сверхгигантов, располагается она в группе массивных и молодых светил.