Опубликовано 17.05.13 12:20 Ученые впервые клонировали эмбриональные клетки человека по методу "овечки Долли"

Учёные получили жизнеспособные линии эмбриональных клеток человека, полученными с помощью техники клонирования, в своё время давшей жизнь небезызвестной овечке Долли.

15 лет назад на клонирование возлагались большие надежды: считалось, что с помощью этой техники вскоре можно будет лечить всё от диабета до болезни Паркинсона. Клонирование - это копирование. В случае самого известного клона — овечки Долли — результат был достигнут замещением генетического материала в яйцеклетке. Со временем, однако, про клонирование стали забывать. Однако после статьи исследователей из Орегонского университета здоровья и науки (США), опубликованной в журнале Cell, отношение к клонированию уиюяявя может вновь измениться, пишет "Компьюлента".

На заре клонирования врачи рассчитывали, что оно даст им в руки неиссякаемый источник стволовых клеток, которые будут к тому же генетически неотличимы от того, кому их собираются пересадить. Суть здесь такая же, что и в случае овечки Долли: в яйцеклетку, лишённую ядра, вводят ядро соматической клетки — например, клетки вашей кожи. Яйцеклетка так настраивает полученную ДНК, что она возвращается в зачаточное, эмбриональное состояние, когда все гены активны. После этого яйцеклетка начинает развиваться, превращаясь в набор эмбриональных стволовых клеток — тех самых, которые могут стать любым другим типом клеток. Эти клетки можно поддерживать в культуре, время от времени отбирая какую-то часть на дифференцировку, чтобы, например, заменить у вас испортившуюся печень, поджелудочную железу и т. д. Поскольку донорская ДНК была вашей же, никаких конфликтов между пересаженной тканью и организмом просто не будет.

Многие учёные пытались добиться успешного клонирования эмбриональных стволовых клеток. Собственно говоря, легендарное шарлатанство У Сук Хвана как раз с этим и связано: в его экспериментах, якобы удачных, никаких жизнеспособных стволовых клеток в итоге не оказалось.

Однако команде американца Шухрата Миталипова удалось преодолеть это препятствие. Примерно полгода назад исследователи получили четыре созданных по технологии "овечки Долли" эмбриона, клетки которых продолжали расти в колониях. Первая уловка, которая позволила учёным всё-таки добиться жизнеспособности клонов, заключалась в вирусе Сендай, который часто используется биологами, чтобы организовать слияние клеток. Вторая была в том, что для запуска программы развития эмбриона применялся лёгкий электрошок. Третий приём — использование кофеина, который предотвращал преждевременное развитие яйцеклетки.

Ни одна из этих уловок по отдельности не была в новинку, но потребовалось испытать множество их комбинаций, чтобы найти самую эффективную. Собственно, первый успех именно на обезьяньих эмбрионах пришёл к исследователям ещё в 2007 году. И почти всё последующее время ушло на преодоление юридических препятствий к использованию человеческих яйцеклеток.

При этом все отмечают повысившуюся эффективность метода: для получения устойчивой линии клеток у доноров достаточно было взять от 5 до 15 яйцеклеток, а вовсе не сотни и тысячи, как раньше. Эмбриональные стволовые клетки, как показали дополнительные опыты, действительно превращались в самые разные типы клеток.