10 июля 2012, 07:02 | Автор: Иван Рутов

"Иная" форма жизни, обнаруженная NASA в 2010 году, оказалась ошибкой учёных

Одна из самых громких научных сенсаций последнего времени не нашла подтверждения.

Сразу две группы исследователей опровергли существование бактерий, которые могут включать в ДНК мышьяк вместо фосфора: эти микробы — выдающиеся экстремофилы, способные выжить в запредельных концентрациях мышьяка, но замещать им фосфор в биомолекулах они всё-таки не могут, пишет «Компьюлента».

Два года назад учёные из НАСА сообщили о бактерии, которая может использовать мышьяк вместо фосфора. Всякая жизнь на Земле, как известно, основана на шести элементах: водороде, углероде, кислороде, азоте, сере и фосфоре. Из них состоят нуклеиновые кислоты, белки и липиды. Атом мышьяка похож на атом фосфора, но мышьяк для большинства организмов ядовит. Сообщение о том, что в сверхсолёном калифорнийском озере Моно живёт бактерия (названная GFAJ-1), которая при дефиците фосфора может делать ДНК на основе мышьяка, наделало много шума. Это означало, что «химический код» жизни не так уж универсален, что жизнь может получиться не только из биогенной шестёрки элементов.

Особая пикантность работы состояла в том, что её авторы были из НАСА, «специализирующейся» на поиске «неземных форм жизни». Однако «мышьяковые бактерии» в итоге удостоились сразу двух опровержений.

Первое опровержение принадлежит группе исследователей из Принстонского университета, Медицинского института Говарда Хьюза (оба — США) и Университета Британской Колумбии (Канада). Учёные опубликовали в журнале Science результаты анализа ДНК бактерии GFAJ-1. По первоначальной версии, в условиях дефицита фосфора бактерии заменяют его в ДНК на мышьяк. Но по химическим свойствам ДНК GFAJ-1 оказалось обычной, построенной на фосфоре, а не на мышьяке. Иными словами, мышьяк в бактериях, может, и содержится, но в состав жизненно важных молекул не входит.

Вторую статью с опровержением «научной НАСА-фантастики» опубликовали исследователи из Института микробиологии Высшей технической школы Цюриха (Швейцария). Они показали, что даже в условиях недостатка фосфора и избытка соединений мышьяка бактерии до последнего будут использовать фосфор. Если его концентрация падает ниже предельно допустимого значения, рост бактерий прекращается, и никакой мышьяк помочь им не в состоянии.

Как отмечают ученые, данные новых опытов позволяют утверждать, что GFAJ-1 обладает крайне высокой устойчивостью к мышьяку, но при этом ее жизненные процессы ничем не отличаются от метаболизма нормальных бактерий. Таким образом, авторы гипотезы «мышьяковой жизни» были вынуждены опровергнуть свое сенсационное открытие двухлетней давности, добавляет РИА Новости.

Фосфор в форме фосфатов (солей фосфорной кислоты) образует основу нитей молекул ДНК и РНК, а также входит в состав «топлива» для живых организмов — аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ). Мышьяк находится точно под фосфором в таблице Менделеева и очень похож на него по своим физико-химическим свойствам. Именно это сходство обуславливает его токсичность — организм не может отличить мышьяк от фосфора и «пропускает» его в процессы обмена веществ.