17 ноября 2011, 09:17 | Автор: Иван Рутов

На ледяной планете нашли огромный океан, пригодный для жизни

Астрономы обнаружили подледные вулканы на спутнике Юпитера.

Исследователи получили новые данные о том, что под ледяной поверхностью спутника Юпитера Европы находится жидкая вода. Анализ изображений поверхности спутника дает основания полагать, что потоки теплой воды проникают в трещины ледяного покрова, приводя к его таянию и крошению, сообщает «Би-би-си» со ссылкой на журнал Nature.

Оказывается, на глубине около 3 км от поверхности на Европе могут существовать водоемы с жидкой водой. Вода в жидком виде является непременным условием существования органической жизни земного типа.

Некоторое время назад ученые, изучив излучение магнитных полей и фотоизображений Европы, предположили, что в недрах спутника – в 10-30 км от поверхности – скрыт огромный океан жидкой воды глубиной до 160 км.

Многие астробиологи мечтали пройти по стопам героя фантастического романа «Одиссея-2» Артура Кларка, который обнаружил живые существа в подледном океане Европы.

Открытие группой американских исследователей попадающей на поверхность жидкой воды делает подобную экспедицию на Европу куда более привлекательной идеей.

Существование таких неглубоких озер означает, что вода в них, вероятно, постоянно смешивается с водой из более глубоких слоев. Такие холодные потоки могут нести с собой из недр питательные вещества.

«Это может сделать Европу и ее океан более пригодными для жизни», – заявила глава группы исследователей Бритни Шмидт из Университета штата Техас в Остине.

Также группа ученых под руководством Бритни Шмидт (Britney Schmidt) из университета штата Техас в городе Остин (США) обнаружила виновника «хаоса» на Европе, сопоставив структуру ледников Земли с устройством ледового щита Европы. Астрономы заметили, что хаотические зоны на Европе напоминают по своему внешнему виду и устройству поверхность ледовых щитов Земли там, где находится вулкан или другие источники тепла. К числу подобных объектов относится спящий вулкан Гримсвотн в Исландии, который ненадолго «проснулся» в мае этого года, уточняет РИА «Новости».

Как объясняют ученые, геотермальная энергия вулкана растапливает часть массы ледника, которая скапливается в виде подледного озера. Кроме того, остальная часть льда ослабляется и насыщается солью и другими примесями, что превращает ледовый щит над вулканом и озером в «мозаику» из замерзшей «грязной» воды и вмороженных в нее айсбергов из относительно чистой воды.

Оба этих признака были найдены в зонах Конамара и Тера Макула на снимках «Галилео». Убедившись во внешнем сходстве хаотических форм рельефа Европы и ледников над земными вулканами, ученые разработали модель формирования таких структур.

Множество таких хаотических структур на поверхности Европы указывают на то, что эти процессы носят постоянный характер. Дальнейшее изучение Тера Макула и другой хаотической зоны Муриас поможет доказать или опровергнуть данное предположение.