29 июля 2011, 12:46 | Автор: Иван Рутов

Астрономы объяснили, откуда берется вода Сатурна и как появились океаны у черной дыры

Ученые нашли первое свидетельство того, что луна может влиять на атмосферу «подотчётной» планеты.

Учёные определили, откуда в верхних слоях атмосферы Сатурна берётся вода. Оказалось, планету снабжает жидкостью ее спутник Энцелад, известный своими фонтанами. Астрономы подчёркивают – это первое свидетельство того, что луна может влиять на атмосферу «подотчётной» планеты, сообщает портал Membrana.

Похожий на пончик тор из воды обнаружил космический телескоп Herschel Европейского космического агентства. Удивительное образование оставалось всё это время неизвестным из-за того, что в видимом свете водяной пар незаметен. Но на борту спутника Herschel имеется аппаратура, снимающая в инфракрасном диапазоне. Она-то и зарегистрировала наличие колоссальных «залежей» воды.

Учёным давно было известно, что в нижних слоях атмосферы Сатурна H2O присутствует в следовых количествах в газообразной форме. Но их долго (с 1997 года) смущал тот факт, что её невероятно много в верхних слоях.

Теперь же компьютерные модели показали, что около 3-5% воды, извергаемой в окружающее пространство луной, оказывается близ Сатурна. Как раз такого количества достаточно для того, чтобы объяснить атмосферные запасы планеты. Остальная вода замерзает в кольцах Сатурна, падает на другие луны и просто разлетается в космосе.

Фактически Энцелад – единственная луна, которая определяет химический состав атмосферы своей планеты. А это очень даже серьёзно.

Кстати, как недавно установили учёные, Энцелад и Сатурн также обмениваются пучками электронов.

Гейзеры Энцелада фонтанируют из так называемых «тигровых полос» вблизи южного полюса. Это четыре трещины в наружной ледяной оболочке спутника длиной около 130 км и шириной 2 км каждая. Объемы воды, испускаемой в космос, на первый взгляд невелики: порядка 250 кг в секунду, но за длительное время она должна была накопиться в заметных количествах, уточняет CNews.

Ранее ученые уже строили гипотезы относительно судьбы этой воды. В частности, была обнаружена связь между гейзерами Энцелада и кольцом Е, внутри которого он вращается. Вероятно, что это кольцо Сатурна было порождено гейзерами.

Ученые подчеркивают, что таким образом Энцелад становится единственным спутником планеты в Солнечной системе, влияющим на химический состав своего "родителя", передает РИА «Новости».

Присутствие воды в космосе астрономы регистрируют постоянно. Например, недавно безмерные накопления столь необходимого для появления жизни вещества были также обнаружены в глубинах Вселенной.

Две команды специалистов обнаружили самый большой и наиболее удалённый «резервуар» с водой во Вселенной. Он находится на расстоянии 12 миллиардов световых лет от Солнечной системы и содержит в 140 триллионов раз больше воды, чем все океаны Земли. Газ, пыль и водяной пар формируют вокруг чёрной дыры тор, сверху и снизу которого располагается заряженный газ. Рентгеновское излучение исходит из центра, а пыльные «облака» тора испускают инфракрасное излучение.

«Резервуар» был обнаружен при помощи американских и французского телескопов, рассматривающих небеса в миллиметровом и субмиллиметровом диапазоне длин волн.