Динозавр размером с курицу опроверг теорию Дарвина

Опубликовано 28.07.11 13:25 Динозавр размером с курицу опроверг теорию Дарвина

Китайские ученые разжаловали археоптерикса из протоптиц в динозавры.

Найденная в Китае окаменелость с отпечатком тела динозавра размером с курицу заставляет ученых пересматривать давнюю теорию происхождения птиц, утверждает «Би-Би-Си».

На протяжении 150 лет первой настоящей птицей считался вид, получивший название археоптерикс: окаменелые останки этого существа были найдены в Баварии в 1861 году, спустя всего два года после публикации труда Дарвина "Происхождение видов".

Археоптерикс сочетал в себе признаки как уиюэидл птиц, так и рептилий и потому считался главным промежуточным звеном эволюции птиц из пресмыкающихся.

Однако новая окаменелость возрастом в 155 млн лет заставляет предположить, что видов пернатых ящеров было несколько и что все они ближе к динозаврам, чем к сегодняшним птицам. В новой статье в журнале Nature говорится, что науке известно еще как минимум три ископаемых вида, которые могут претендовать на звание самой древней птицы.

У всех у них имеется по три пальца на передних конечностях (из которых впоследствии развились крылья) и особая кость-вилочка в передней части туловища, которая есть и у нынешних птиц.

Авторитетный китайский палеонтолог Сюй Син считает, что новая окаменелость должна окончательно похоронить теорию о роли археоптерикса как предка всех птиц.

Отпечатки костей и перьев на камне остались от существа ранее неизвестного вида, названного Xiaotingia. Этот вид во многом похож на археоптерикса, и оба они похожи на семейство ныне вымерших динозавров, известное как дейнонихозавры.

Новая окаменелось была обнаружена при не вполне ясных обстоятельствах: изначально ее приобрели у коммерческого дилера ископаемых древностей. После этого экземпляр оказался в музее "Шаньдун Тяньюй", где его и нашел профессор Сюй. Он сразу понял, что образец необычный.

Ученые сравнили устройство скелета Xiaotingia zhengi, археоптерикса и нескольких динозавров троодонтидов и дромеозавридов - двух наиболее близких к птицам родов дейнонихов. Для этого авторы статьи составили список из 370 анатомических признаков и сопоставили устройство различных видов динозавров и птиц на базе этого списка, уточняет РИА «Новости».

Палеонтологи не смогли обнаружить значительных анатомических расхождений между динозаврами и предполагаемыми предками птиц. При этом сравнение устройства археоптерикса и Xiaotingia zhengi с древними птицами конфуциорнисами (Confuciusornis sanctus) показало, что различия в их устройстве более существенны.

Маховые перья археоптерикса и Xiaotingia zhengi крепятся к первому, второму и третьему пальцам вместо второго, третьего и четвертого у настоящих птиц. Кроме того, у этих животных отсутствует направленный назад палец ног, присутствующий у множества современных птиц. Верхняя челюсть и зубы археоптерикса и Xiaotingia zhengi приспособлены для хищничества, тогда как конфуциорнис и другие виды первых птиц были травоядными или всеядными животными.

Как предполагают исследователи, предки современных птиц сосуществовали вместе с археоптериксами и их потомками, а их сходство объясняется конвергенцией - появлением сходных признаков в результате эволюции в сходных условиях.