20 июля 2011, 14:02 | Автор: Иван Рутов

Ученые обнаружили древний вид насекомых – насекомых-франкенштейнов

100 миллионов лет назад Южную Америку населяли насекомые, тело которых состояло из самого нелепого сочетания частей разных существ.

Немецкие ученые из естественного исторического музея Штутгарта недавно обнаружили насекомое нового порядка, обитавшее в более ранний Меловый период в Южной Америке, сообщает GlobalScience.

Научно-исследовательская группа под руководством доктора Арнольда Станизек (Arnold H. Staniczek) и доктора Гентера Бечли (Günter Bechly), которые оба являются экспертами насекомых отряда двукрылых, решили, что эти ископаемые представляют собой образцы вымерших родственников современных поденок.

Однако это насекомое значительно отличается как от поденок, так и всех остальных известных насекомых касательно анатомии и образа жизни. Благодаря новому открытию образцов взрослых крылатых насекомых и отлично сохранившихся личинок, ученым наилучшим образом удалось разъяснить филогенетическую позицию этих животных и представить новую гипотезу относительно связи насекомых отряда двукрылых.

С жилковатыми крыльями поденки, формой груди и формой крыла стрекозы, и с ногами богомола, эти крылатые насекомые представляют собой нечто похожее на помесь различных животных. Своеобразные личинки, тем не менее, напоминают обычных пресноводных креветок. Их образ жизни оказался основной загадкой для экспертов: то, как ископаемые запечатлелись на камне, а также некоторые их характерные признаки четко предусматривают речную среду обитания.

Насекомые жили на берегах мелкого моря, занимавшего в то время северо-восток Бразилии. Экосистема была чрезвычайно богатой. В знаменитой геологической формации Крату окаменевшие насекомые попадаются настолько часто, что местные работники присваивают им названия, не дожидаясь учёных, уточняет «Компьюлента».

Новый отряд причислили к древнекрылым (Palaeoptera), хотя само выделение этой группы пока считается спорным. Особенно интересно одно семейство — Mickoleitiidae, обладавшее большими составными глазами и выпуклой грудкой, как у стрекозы. Вид M. longimanus (назван по особенно длинным передним ногам) имел четыре узких крыла, длина которых более чем вдвое превышала длину тела.

Всего описан 21 вид длиной от 10 до 32 мм. Судя по внешнему виду, эти создания сидели в норках, выставив усики, и хватали жертву своими длиннющими передними лапками.

Любопытно, что одна из взрослых особей M. longimanus была обнаружена поблизости от молодой доисторической рыбы (Dastilbe): от превращения в обед насекомое отделяли считанные секунды, и эти секунды превратились в вечность.