04 июля 2011, 14:08 | Автор: Иван Рутов

Ученые измерили первую из обнаруженных черных дыр

Американские астрофизики оценили основные параметры чёрной дыры в двойной системе Лебедь X-1.

Американские астрофизики впервые оценили основные параметры чёрной дыры в двойной системе Лебедь X-1 — ярчайшем рентгеновском источнике, открытом в 1965 году, сообщает «Компьюлента».

В эту систему входят звезда-гигант и массивный компактный объект, совершающие орбитальное движение с периодом в 5,6 дня. Уже в 1972-м было установлено, что компаньоном гиганта, вероятнее всего, служит чёрная дыра с аккреционным диском, к которой постепенно переходит вещество звезды.

Несколько десятков лет Лебедь X-1 наблюдалась в рентгеновском, оптическом, ультрафиолетовом и радиочастотном диапазонах, что сделало её одной из наиболее хорошо изученных двойных. Однако точность моделирования свойств системы была не слишком высокой, поскольку астрономы, определяя положение Лебедя X-1, получали самые разные оценки расстояния между ней и Землёй, обычно попадающие в широкий интервал 1,8–2,4 кпк (5 900–7 800 световых лет).

Чтобы устранить неопределённость, авторы выполнили измерения по методике тригонометрического параллакса, основанной на наблюдении за тем, как видимое положение Лебедя X-1 (относительно более удалённых звёзд) изменяется при движении Земли по орбите вокруг Солнца. Так как радиус этой орбиты известен, результаты наблюдений позволяют вычислить расстояние до источника тригонометрическим способом.

В результате выяснилось, что максимально точное значение расстояния между Лебедем X-1 и нашей планетой, равное 1,86 (+0,12, –0,11) кпк, или 6 067 (+391, –359) световых лет.

Кроме того, учёные определили массу звезды в двойной системе (в 19,2 раз больше солнечной) и, что более важно, массу её компаньона (в 14,8 раз больше солнечной массы). Новое значение массы намного больше критического предела, который разделяет нейтронную звезду и черную дыру (после «смерти» крупная звезда может превратиться в один из этих объектов). Таким образом, в новой работе представлены доказательства того, что самая первая черная дыра действительно является таковой.

Как уточняет Lenta.ru, раньше основным препятствием к тому, чтобы признать Лебедь X-1 черной дырой была неопределенность расстояния до объекта. Астрономы рассчитывают массу черной дыры в созвездии Лебедя, ориентируясь на характеристики ее взаимодействия с голубым сверхгигантом. Однако для того чтобы проводить точные вычисления, ученым необходимо было знать массу звезды.