Ученые: кариес мог привести к гибели динозавров

Опубликовано 20.04.11 11:48 Ученые: кариес мог привести к гибели динозавров

По мнению исследователей, рептилии тоже страдали от зубной боли.

Возможно, одну из первых рептилий, пострадавшую от кариеса, обнаружили канадские палеонтологи в древней породе. Находка разом накинула заболеваниям полости рта дополнительные 200 миллионов лет существования, сообщает портал Membrana.

Возраст всеядной рептилии вида Labidosaurus hamatus оценивается в 275 миллионов лет. Учёные исследовали окаменелость при помощи компьютерной томографии и определили, что челюсть рептилии частично разрушена и инфекция привела к потере нескольких зубов.

Рептилия пострадала уинэчцз от эволюционного преимущества – бессменного комплекта зубов. Предки L. hamatus довольствовались плохо закреплёнными в челюстях зубами, которые при любом подходящем случае вываливались, а на их месте вырастали новые. Представители вида L. hamatus обладали постоянными зубами, которые позволяли им пережёвывать жёсткие растения и стебли. Однако ткани «выносливых», но перманентных зубов были подвержены бактериальному разложению (как и у взрослых людей), что приводило к абсцессу.

«Ценность этого ископаемого даже не в том, что оно расширяет наше понимание болезней зубов, — цитирует Роберта Рейса из Университета Торонто в Миссиссауге (Канада) «Компьюлента». — Оно показывает преимущества и недостатки, с которыми столкнулись некоторые существа, чьим зубам предстояло приспособиться к новым видам пищи. Вероятно, это увеличило их восприимчивость к инфекции ротовой полости».

Г-н Рейс и его коллеги изучили челюсти нескольких образцов древних рептилий Labidosaurus hamatus из Северной Америки. Они заметили, что у одной из крупнейших особей отсутствовали некоторые зубы и была повреждена челюсть. Судя по её размерам, это был «пенсионер».

Компьютерная томография костей показала следы масштабной инфекции, в результате которой и возник абсцесс тканей, приведший к потере зубов. «Похоже, животное сломало зуб, заменить который не удалось, и в это открытое отверстие проникли бактерии», — поясняет г-н Рейс.

Labidosaurus hamatus скончался из-за инфекции? «Едва ли, — считает учёный. — Но, вероятно, она была одним из факторов. Зубная боль, к примеру, не позволяла зверю как следует есть, в результате чего организм ослаб, а хищники не дремали».