Ученые получили первые сперматозоиды «в пробирке»

Опубликовано 25.03.11 11:41 Ученые получили первые сперматозоиды «в пробирке»

Японские ученые совершили настоящий переворот в медицине.

Японские специалисты вырастили полноценные сперматозоиды из незрелых тканей мыши вне живого организма. Значительное достижение, если учесть, что учёные пытаются преодолеть возникающие препятствия более ста лет, сообщает портал Membrana.

В основном биологи «спотыкались» на стадии мейоза, когда в процессе деления клетки происходит уменьшение числа хромосом в два раза. После прохождения этого этапа сперматозоиды становятся способными узшяцкю оплодотворить яйцеклетку. Учёные из университета Йокогамы (Yokohama City University) и исследовательского фонда RIKEN добились результата методом проб и ошибок.

Оказалось, что для успешного созревания необходимо было изменить условия среды. В качестве исходного материала японцы использовали незрелые яички новорождённых мышей. Долго экспериментировали с питательной средой. Процесс появления новых клеток растянулся более чем на два месяца.

Исследователи внедрили полученные сперматозоиды в яйцеклетки, и спустя несколько недель суррогатные самки родили живое и способное к дальнейшему размножению потомство.

Чтобы окончательно закрепить успех, японцы повторили все те же процедуры с тканями, которые находились в лаборатории в замороженном состоянии (от нескольких дней до нескольких недель). Результаты были те же. Японцы в своей статье в журнале Nature утверждают, что «с клетками млекопитающих весь процесс in vitro был проведён впервые в мире».

Это доказало эффективность методики, и теперь ученые надеются в скором времени внедрить технологию в практическую медицину, например, при лечении бесплодия вследствие противораковой терапии. Правда, пока остается вопрос генетической целостности у потомства, рожденного подобным образом, уточняет портал Meddaily.

Однако авторы комментария к статье отмечают, что фертильность (способность к воспроизводству) животных, зачатых с помощью спермы "из пробирки", является лишь приблизительным индикатором их здоровья. Для того чтобы более точно оценить его состояние, потребуются дополнительные исследования, отмечает РИА «Новости».

Кроме того, предыдущие работы в этой области показали, что выращивание гамет (репродуктивных клеток) в лабораторных условиях негативно сказывается на целостности генетической информации. Поэтому, пишут комментаторы, необходимо проверить, идет ли "в пробирке" процесс "починки" ДНК, который естественным образом протекает в живом организме.