Ученые нашли гены плавников

Опубликовано 25.06.10 14:46 Ученые нашли гены плавников

Ученые обнаружили два гена, играющие важную роль в формировании плавников.

В организме рыб обнаружены два уникальных гена, которые могли сыграть ключевую роль в эволюции плавников в конечности. Об этом пишет "Компьюлента".

Удаление генов из эмбриона полосатого данио привело к потере актинотрихии — роговой нити в плавниках, что превратило протоплавники в подобие примитивных отростков, которые палеонтологи находят у ископаемых видов, двигавшихся по эволюционному пути к четырёхногим животным.

На раннем этапе уактмяк эмбрионального развития плавники и конечности выглядят обескураживающе одинаково. В дальнейшем однако у будущих рыб начинают формироваться роговые нити, которые становятся основой для плавниковых лучей. Сотрудники Университета Оттавы (Канада) Цзин Чжан и Мари-Андре Акименко обратили внимание на то, что гены актинодин-1 и 2 особенно активны в период развития плавников. Таким образом, был получен ключ к выделению ранее неизвестных белков, которые связываются с коллагеном и образовывают актинотрихию.

Поиск по генетическим базам данных показал, что аналогичные гены есть и у других костных рыб (в том числе у китовых акул, которых называют живыми ископаемыми, ибо их строение мало изменилось за 400 млн лет с девонского периода), а у млекопитающих, птиц и земноводных — отсутствуют.