Глава Конституционного суда напомнил о революции и предложил изменить систему власти в России
Главным источником напряженности в российском обществе являются социально-экономические проблемы, сообщил в большом интервью «Российской газете» председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин.
По его словам, люди устали от постоянных реформ и проявления несправедливости в разных сферах жизни. Примерно по тем же причинам в России произошла революция 1917 года. Социальное напряжение усугубляется усталостью населения от трех десятилетий реформ, а также экономическим и санкционным давлением на Россию.
«[События] были порождены прежде всего глубоким социально-экономическим расколом внутри российского общества»,- заявил он, говоря о революции 1917 года.
Он указал на то, что за чертой бедности в современной России находится больше 20 млн жителей. По его мнению, понятия «достойная жизнь» и «свободное развитие человека» до сих пор не получили в стране не только практического воплощения, но и адекватного осмысления.
Новую правовую систему необходимо строить на идеях русской философии XIX — нач. XX века, указал он. Идеи солидаризма, соборности, ответственности каждого не только за себя, но и за других должны быть противопоставлены доминирующему в мире «либерально-индивидуалистическому подходу к правопониманию».
Зорькин уверент, что оппозиция должна иметь реальную власть в стране, поскольку монополизм одной партии может привести к застою. Конкуренция между правящей партией и оппозицией реализует «проветривание политических легких» в государственном организме.
Также он выделил недостаточный баланс между ветвями власти, нечеткое разграничение полномочий президента и правительства, а также федеральных и местных органов управления проблемами российской Конституции. При этом, по его мнению, недостатки легко исправить путем точечных изменений.
"Разумеется, у нашей Конституции есть недостатки. В их числе отсутствие должного баланса в системе сдержек и противовесов, крен в пользу исполнительной ветви власти, недостаточная четкость в распределении полномочий между президентом и правительством, в определении статуса администрации президента и полномочий прокуратуры", — сказал он.