Семь футов под килем
После известия о крушении теплохода «Булгария» в Татарстане жители Пскова забеспокоились, не ожидает ли наш город в ближайшем будущем какая-нибудь техногенная катастрофа. Ведь по рекам и в небе над Псковщиной плавают и летают теплоходы и самолеты, изготовленные еще в Советском Союзе. Многих псковичей, обратившихся в редакцию ПЛН и в различные службы, интересовал вопрос безопасности прогулок на реке Великой.
Капитан Сергей Новиков имеет пять дипломов, четыре из которых относятся непосредственно к водной стихии. Именно он в 2003 году первым начал катать псковичей на теплоходе.
— Некоторые псковичи после событий в Татарстане с недоверием относятся к вашему теплоходу. Какие проверки проходил «Александр Невский»?
— Судно проверяется каждый год. Проверяют все: Ростехнадзор, Росприроднадзор, Российский речной регистр, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, ещё одна новая структура занимается проверкой пассажирского направления. Не обделяет вниманием и прокуратура. Все документы, дающие право осуществлять пассажирские перевозки, у меня имеются. Может, мой теплоход внешне кому-то и непригляден, но технически он обновлен в 2003 году, ну а старая краска — это флотская «фишка». Раритетный теплоход должен быть раритетным.
А вообще, боитесь — не катайтесь. На флоте принято считать себя ближе к опасности. У нас есть всё, чтобы обеспечить безопасность наших пассажиров, поэтому для тех, кто хочет получить удовольствие от прогулки по реке Великой, только одно пожелание: 7 футов под килем, и добро пожаловать на борт.
— Вы сказали, что на теплоходе есть все, чтобы обеспечить безопасность ваших пассажиров. А что именно и в каком количестве?
— 50 жилетов, 8 спасательных кругов. А также много других спасательных средств. Да и ширина реки позволяет без особых неприятностей и сложностей пристать к берегу и выгрузить пассажиров на берег, если что, тьфу-тьфу!
— На ваш взгляд, что стало причиной крушения «Булгарии»?
— То, что я утром 11 июля слышал по телевизору про отсутствие перегородок и пробоины, — ерунда. Каждый теплоход, и тем более старый, проходит ежегодное освидетельствование, во время которого все проверяют.
На мой взгляд, дело в стечении обстоятельств. Из-за жары были открыты иллюминаторы. В условиях сильного ветра и высоких волн теплоход накренился, и вода могла залиться внутрь через открытые иллюминаторы. Это лишь мое мнение, окончательный вывод пускай делает следствие.
— Одной из причин катастрофы называют давний срок эксплуатации «Булгарии». А сколько лет теплоходу «Александр Невский»?
— Теплоход построен в 1957 году в Пскове, приобретен в 1999 году по цене металлолома, 4 года проходил модернизацию, затем в 2005 году заменили днище и 2 года назад установили практически новый двигатель.
— Когда необходим будет следующий ремонт теплохода?
— Лет через 50 можно задуматься о замене днища. Можно задуматься и о переделке внутри — люди хотят большего комфорта, но это требует вложений.
— Считаете остальные два теплохода на Великой своими конкурентами?
— Пассажиров хватает всем — работы много, при этом у каждого своя «фишка». К примеру: вы идете на теплоходе «Александр Невский», сзади мост Александра Невского, а впереди памятник Александру Невскому. Получается трехточие, почти как у княгини Ольги трехлучие. На другом пароходе этого не испытаешь. А Псковский яхт-клуб — это и вовсе другой уровень. Владельцы катаются, в основном, своей компанией.
— Купающиеся часто плывут под судно?
— Купающиеся теплохода не боятся вообще и о том, что можно попасть под винты, не думают. Более того, даже стремятся как можно ближе к судну подплыть. Приходится гудеть, кричать по громкой связи, но чаще обходить пловцов и рыбаков, при этом им лучше никуда не двигаться, потому что скорость у судна больше.
Катера также слишком близко подплывают, особенно когда обгоняют — от них волна иногда качает прилично — люди пугаются, на скутерах пошла мода брызгать пассажиров, а если бы они сами были бы на месте нормально одетых людей и потом мокрыми шли по улицам? Рыбаки — это кошмар. Как он веревку с камнем вместо якоря посреди реки бросил — так ни с места.
— Какие ещё существуют проблемы у псковских моряков?
— Неразрешенность вопроса стоянки. С появлением в этом году еще одного теплохода мы все втроем ютимся на пятачке 100 метров — при протяженности набережной 3 км — впритык друг к другу. Да и вообще не хватает общей организации. Море не любит бардака.
— Почему Вы перестали катать на теплоходе до острова Белов?
— Во-первых, для пассажиров это дорого. Во-вторых, спасательный плот, без которого на озеро нельзя выходить, требует проверки. Покупать новый — средств нет.
— Сегодня актуально было бы возобновить сообщение с Эстонией?
— Опять же — очень дорого. И сегодняшним пассажирам нужны комфорт и скорость.
— И порт Пскову не нужен?
— Порт городу необходим. Вспомните слова Петра I про одну и две руки, так что, пока наши кораблики ходят по реке, Псков имеет две руки. Плохо лишь, что разрушена система добычи песка. Сейчас строительство идет активно, а оно основано на песке. Речной песок более качественный — трижды промывается от глины — сначала, когда его добывают с глубины, потом, когда грузят на баржу и когда пересыпают в машины. Ведь псковская пристань в 70-е годы получила гордое название «Речной порт «Псков» потому, что 3 млн тонн песка добывалось за навигацию.
— На ваш взгляд, стоит ли развивать в Пскове «речной» вид отдыха?
— Туристов очень много: и диких по 2-3 человека, и которые катаются группами. Когда гости Пскова в гостиницах спрашивают, где отдохнуть вечером, их всегда посылают на речку. Конечно, стоит!
— Проведение «Русских Ганзейских дней в Пскове» запланировано на лето 2013-го года. Уже началась подготовка?
— Я пока не вижу подвижек. Великий Новгород притащил все, что можно на воду: привезли из Москвы судна, отремонтировали все старье. Я приехал, на реке было заставлено все. Изумительно! Вот там люди рекой занимаются.
В Ганзу должна быть организация, чтобы все было объединено и скоординировано река, гостиницы, общепит и так далее. А для этого нужна серьезная подготовка и проработка всех деталей заранее.
Беседовала Светлана Александрова