30 июня 2011, 01:45 | Автор: Иван Рутов

Никита Михалков: «У вас снимают кино только о казаках. Кому это интересно?»

Никита Михалков: «У вас снимают кино только о казаках. Кому это интересно?»
фото:
Оскароносный режиссер рассказал о своем отношении к украинскому кино, о приключениях Мастроянни в России, зачем ему блог «Бесогон», почему он не против быть «барином» и о своих врагах.

Алекс Панченко


— Никита Сергеевич, к вам на Московский кинофестиваль (президентом которого является Михалков. — Авт.) приехал наш Богдан Ступка. Как вы смогли его уговорить? Ведь у него сейчас проблемы со здоровьем, и он в последнее время отказывался приезжать на фесты.


— Давайте сразу оговорим — касательно здоровья Богдана Сильвестровича я ничего не комментирую. Согласитесь, с моей стороны это было бы некорректно. А почему согласился? Я думаю, не только потому что мы коллеги и друзья. Скорее это жест благодарности с его стороны. Ведь известным его сделали не украинские картины, а российские. Так что это просто его благодарность российскому кинематографу.


— В этом году на кинофесте нет украинских фильмов. Даже короткометражки Марины Вроды, взявшей «Пальмовую ветвь» в Каннах…


— Слушайте, ну а что такое украинское кино? Фильмы киностудии Довженко? Так это — советские ленты! Я не знаю современного украинского кино. У вас же, если что-то и снимают, то только на национальные темы. Про казаков там. А кому это, кроме как Украины, интересно? Кто это пойдет смотреть? Вот то-то и оно.


— Никита Сергеевич, а как вы считаете, почему так много людей вас не любит?


— Я долго над этим размышлял и пришел к выводу, что не страшно быть ненавидимым беспричинно, страшно, когда тебя есть за что ненавидеть… Как там меня называют? Барин. Значит, ненавидят за барство. А еще за мигалку. Хотя ее как раз я себе не сам назначил. Зато сам ее снял, когда почувствовал, что не имею права занимать должность председателя Общественного совета (при Министерстве обороны Росси. — Авт.). И я тогда ушел из него. И мигалку сдал. Нет ее у меня теперь. Интересно, стало ли людям от этого легче? Сомневаюсь, разве что тем, что живут по принципу: «Чтобы ты ни заказал — у твоего соседа в два раза больше будет. Тогда выбей мне глаз!». А вообще, враги нужны. Без них было бы очень скучно. Они все время заставляют тебя не расслабляться — держат в нужном боевом тонусе. Меня куда больше пугает не ругань, а похвалы. Это значит, что вдруг что-то пошло не так. Звоночек пересмотреть свои действия и жизнь.


— Насчет барства…


— А что в барстве плохого? Знают ли те, кто меня в этом попрекает, что Толстого величали барином, Пушкина Александра Сергеевича. По-моему, не самая плохая компания. Это уже после революции слово «барин» вдруг получило негативную, даже ругательную окраску. Меня, кстати, многие считают высокомерным. Но это не так. Я никогда не откажу своему зрителю в общении. Всегда открыт для диалога. При этом я терпеть не могу панибратства: когда кто-то подходит ко мне и так запросто говорит: «А пойдем, Никитка, пропустим по стаканчику». Тогда да — я высокомерен.


— Была информация, что вы собираетесь снять кино по Достоевскому. Хотя на ТВ только вышел сериал о жизни писателя.


— Нет, не собираюсь. Не дорос я еще до Достоевского. В моих ближайших планах кино по мотивам рассказа Бунина «Солнечный удар». Скажу вам, я просто влюблен в эту вещь — совершенно гениальная. И очень русская. Там есть над чем призадуматься.


— Знаю, что вас неоднократно приглашали работать в Голливуд. Не жалеете, что отказались? И вообще, после провала «Утомленных солнцем-2» у вас сейчас нет ощущения, что «эх, не оценили»?


— Не жалею. И это совершенно точно. Да, там возможности: техника, бюджеты, актеры. Твори — не хочу. Но я — русский режиссер. И мир я могу заинтересовать искючительно как русский художник, творящий в России. А снимать американский фильм, чтобы он стал очередным блокбастером… это не мое. И вообще, я люблю повторять фразу: «Где родился, там и сгодился». А на счет неоценили… мне просто обидно, что наш зритель нынче больше ценит попкорновое американское кино.


— В фильме «Очи черные» у вас снимался сам Марчелло Мастроянни. Я слышал, что у него после съемок в России остались… богатые впечатления.


— Не то слово (смеется). К примеру, снимали мы некоторые сцены в одном городе, раннее пребывавшем в статусе «закрытый». И жителям этого города любой иностранец был в новинку. И, видя Марчелло, они все вежливо с ним здоровались, а наивный актер думал, что они все его узнают, и как ребенок радовался тому, что он так известен в России. А еще, помню, однажды он сказал мне: «У вас так много людей страдает простатой». На мое недоуменное: «С чего вы взяли?», получил: «Я постоянно слышу, как они произносят «просто так, просто так».


— Немало шума наделал ваш блог «Бесогон». Зачем вы тратите время на все эти интернет-баталии?


— Так я разговариваю с людьми. Мне важно, чтобы те, у кого есть ко мне вопросы, могли задать их мне. А название «Бесогон» — это в честь моего небесного покровителя Святого Великомученика Никиты.


РЕЖИССЕР, УТОМЛЕННЫЙ КРИТИКАМИ


Имя: Никита Михалков
Родился: 21.10.1945 в Москве (Россия)
Карьера: Режиссер, актер


Советский и российский актер и кинорежиссер, народный артист РСФСР (1984). Лауреат кинопремии «Оскар» (1994) в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» за фильм «Утомленные солнцем». Наиболее известные картины, снятые Михалковым: «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Сибирский цирюльник», «12». Как актер играл в фильмах: «Статский советник», «Жмурки», «А мне не больно». Считается наиболее одиозной личностью современного кинематографа. Его последний проект «Утомленные солнцем 2» при бюджете в млн. в прокате едва собрал около млн. При этом картину буквально «под орех» разделали критики. Хотя сам режиссер считает, что «снял хорошее и умное кино».

Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в Twitter
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела