29 марта 2011, 07:05 | Автор: Иван Рутов

Говорухин: «Безрукова на том свете ждут Есенин и Высоцкий»

Говорухин: «Безрукова на том свете ждут Есенин и Высоцкий»
фото:
Мэтр советского кинематографа рассказал «Сегодня» о том, почему отказался ставить фильм о своем друге Высоцком, за что не любил СССР, почему баллотировался на президента России и что думает о Сталлоне и Безрукове.

Алекс Панченко


— Станислав Сергеевич, вам 29 марта исполняется 75 лет. Как будете отмечать?


— Никак. Я ненавижу круглые даты и никогда их не праздную. По роду своей деятельности общаюсь со многими уважаемым людьми и просто стоически не перевариваю то, как они гуляют свои дни рождения. Во-первых, всегда громко орет музыка — децибелы такие, что и поговорить нельзя. Причем музыка — отвратительная. Попса! У богатого человека на сцене будет плясать Филипп Киркоров, у менее состоятельного — какая-нибудь группка. Я даже их названий сейчас не знаю — все такие одинаковые. Во-вторых, на подобных мероприятиях всегда есть тамада. Обычно это или Ваня Ургант или Макс Галкин. Это же ужас просто! Нет, я гулять свой юбилей не буду. И подарков не хочу. Они меня заставляют себя обязанным чувствовать. А если будут все-таки что-то дарить, то пусть это будет просто книга — лучшего презента представить не могу. А еще не люблю, когда мне звонят с поздравлениями, а ты — как попка-дурак: «Спасибо вам. Огромное спасибо». Я даже тосты запрещаю — вспомнили родителей юбиляра — и достаточно. Дальше — просто пьем.


— Вы сейчас в Киеве показали ваш новый фильм «В стиле джаз». А как друг Высоцкого, что думаете о картине, в которой Владимира Семеновича сыграет Сергей Безруков?..


— Я читал этот сценарий («Высоцкий. Спасибо, что живой» — реж. Петр Буслов, в прокат выходит 25 июля. — Авт.). И мне даже предлагали снять по нему фильм. Но я отказался. Потому что сценарий — мерзость. А Безруков… Примелькался он уже, его и так на том свете поджидают Есенин и Пушкин, а теперь еще и Володя.


— Что именно плохо в сценарии?


— Он весь в целом неправдивый. А ложь я неуважаю больше всего. Мне даже предлагали: «Напишите новый сценарий, как вы считаете правильным». Но я не смог — вот не лежит у меня душа к этому фильму. И все.


— Станислав Сергеевич, не обижает, когда говорят, что нынче ваш фильм «Вертикаль» смотрят только из-за игры Высоцкого. Мол, если бы не он, то картину давно бы уже все позабыли?


— Да нет, смотрят его вовсе не из-за игры Высоцкого. Ведь по сути — ну что у него за роль. Хреновая. Никакой драматургии. А смотрят, потому что там звучат его песни. Да и вообще, фильм во многом стал знаковым — после его выхода народ повально ударился в альпинизм, рванул в горные походы.


— Вы довольно часто уничижительно говорите о своих картинах. Вот и о роли Высоцкого сказали, что хреновая, и, помнится, свой же «Белый взрыв» ругали нещадно…


— А знаете, я не так давно пересмотрел «Белый взрыв» и понял, что был неправ. На фоне всего того американского говна, что сейчас снимают, очень даже неплохое получилось кино. Помнится был такой фильм со Сталлоне — «Скалолаз». Ну это же полная муть. Он висит на краю пропасти, на одних только пальцах, а другой рукой держит на весу женщину. Бред!!! А в моем фильме все настоящее — даже лавина! А актеры какие! Гурченко, к примеру, реально снималась на леднике на высоте в 5000 метров. Вы можете себе представить какую-то современную актрису, которая поедет сниматься в горы? Да ей эти горы на компьютере нарисуют скорее!


— Как считаете, что случилось с Высоцким — вроде мужик-кремень, а спился-скололся…


— Это Володя в кино кремень, на сцене. А в жизни — добрейший человек. Никому отказать не мог. «Володя, давай выпьем!». И он выпивал. Очень мягкий был. Собственно, эта мягкотелость его и сгубила. Кстати, вопреки распространенному мнению, спиваться он начал не тогда, когда прославился, а намного раньше — когда его еще даже никто не знал.


— А Влад Галкин (снимался у Говорухина в «Приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна» и в «Ворошиловском стрелке») тоже оказался мягкотел?


— Влад — просто он немного зазвездился, слишком заработался — играл ведь во всем без разбора. Устал. Вот ему крышу и сорвало. А потом его еще и потравили все как следует… Он и не выдержал. Слабохарактерный оказался. Так бывает.


— Говорят, в «Месте встречи изменить нельзя» вы первоначально обещали роль Шарапова (досталась Конкину) Садальскому, который в итоге сыграл Кирпича?


— Кто говорит?


— Садальский и говорит.


— Вранье. Ничего подобного не было и близко.


— А то, что вы обучали играть в бильярд и Высоцкого, и Куравлева (для сцены игры между Жегловым и Копченым все в том же «Месте встречи…»)?


— А вот это уже правда. Они ж оба кий в руках держать не умели даже! И если Володя хоть обучался, то с Леней дело было просто швах.


— В своих фильмах вы часто снимаете Марата Башарова. Откуда такая любовь к этому актеру?


— Нравится он мне. Он же мой выкормыш. Я его еще пацаном в своем «Ворошиловском стрелке» снимал. Он у меня одного из подонков-насильников играл. Если помните, ему по сюжету, снайпер-Ульянов (актер Михаил Ульянов. — Авт.) яйца отстреливает — через бутылку шампанского, которую тот открывал, зажав между ног. Как же Марат за свое хозяйство переживал. Я его постоянно успокаивал, говорил: «Не бзди, проверим все на каскадерах поначалу».


— Как же вы его «там» защищали? Неужто баночку вешали?


— Ну, баночку не баночку, а специальный такой металлический щит ставили — там же все серьезно. Полети осколки не в ту сторону, то быть ему без детей. Но все обошлось.


— Еще один ваш выкормыш — Светлана Ходченкова (снималась у Говорухина в «Благословите женщину»).


— Я столько раз говорил Свете: «Ты же прекрасная актриса, что ты размениваешь себя на всякую хренотень. Без толку. Продолжает себя губить такими ролями, как в «Любовь в большом городе», «Служебный роман-2». Я, кстати, вообще терпеть не могу римейки. И если уже делать продолжение «Романа», то только с Рязановым.


— В вашей «Артистке» одну из своих последних ролей сыграл Александр Абдулов. У вас он обычно снимался только в эпизодических ролях. Почему?


— Он мне даже в шутку жаловался, что играет у меня только в массовках. На самом же деле так случалось от его занятости. Саша был многостаночником — постоянно в делах: то снимается в кино, то в театре играет, то церкви помогает восстанавливать. Потому он у меня и играл в эпизодах — как это было в «10 негритятах». Кстати, сценарий он читал лишь до места, где его героя убивают. Потом ходил и приставал ко всем: «А кто, собственно, убийца?».


— Говорят, вам долго не давали ставить «Негритят»?


— Было дело. Говорили: «Ну зачем советскому зрителю экранизация какой-то там Агаты Кристи?». В итоге я снял его уже только в годы Горбачева, когда гайки немного ослабили.


— Цензура вас сильно доставала?


— Я бы не сказал. По сути, мне не дали снять только «Пассажирку» — мол, «фильм о флоте нам не нужен. У него ж никакой идейной нагрузки». А так как я кино о счастливой жизни колхозников не снимал принципиально, то к фильму вернулся лишь в 2008 году. А первоначально планировал отдать главную женскую роль Марине Влади. Она даже свое согласие дала. Но не сложилось.


— Вы не были членом КПСС. После перестройки стали одним из лидеров Демократической партии России. Прославляли царскую Россию. Чем вам — человеку, у которого было все, — не угодил СССР?


— Во-первых, мне никто ничего не дарил. Все, чего я достиг, — моя заслуга. А режим. За что мне его любить? За отца, которого репрессировали еще до войны? За нищенскую и тяжелую жизнь моей матери? За лагеря по всей стране?


— Однажды вы заявили, что в отношении к России Украина — одно из самых враждебных государств. По-прежнему придерживаетесь этого мнения?


— Сейчас с этим стало как-то полегче. А раньше было именно так. А вообще, ваша беда в том, что у вас нет единой Украины. Есть как бы две: западная, которую в свое время оккупировали советы и где они принесли много зла, и восточная, которой Россия ничего плохого не делала. Отсюда и такая разноголосица в отношении к нам. Как говорил Солженицын: «Украина и Россия не могут быть вместе, но и друг без друга не могут». А если брать лично меня, то мне всегда было в Украине хорошо. И при Ющенко, и сейчас.


— Чего ради вы — режиссер — подались в политику и даже баллотировались на пост президента России?


— Потому что я не мог оставаться в стороне. Мне хотелось как-то помочь своей стране. И я помогал. Во многом благодаря моей деятельности удалось принять закон «О государственной поддержке кинематографа». Я ходил по всем кабинетам, договаривался, выпивал с кем надо. Но своего добился. В Украине же этим никто не занимался, вот ваше кино и находится в той ситуации, в которой оно находится сейчас.


— Как политик, что вы думаете о допросах экс-президента Леонида Кучмы? Почему вдруг власти решили реанимировать старое дело?


— Да в демократию они решили поиграться. Я не верю, что Кучма отдавал приказ убивать Гонгадзе. Не такой он человек. И посадить его вряд ли решатся. Думаю, помытарят, и на этом все закончится.


— Говорят, вы азартный человек…


— У меня есть два наркотика — привычка рисовать и играть. С первым все печально, сколько не пытался бросить — ведь трата ж времени, а все не выходит. Так и тянет взять кисть в руки и что-то намалевать. Со вторым — я законченный игрок. Хлебом не корми — дай перекинуться в картишки, раскатать шары в бильярд, сообразить в шахматы или нарды. Каждый день играю по два часа. Еще я обожаю спорить. О чем — не суть важно. Главное — заключить пари. Вот недавно поспорил на Каддафи. Я поставил на то, что он справится с оппозицией. Мой друг — что нет.


— На что спорили?


— Как на что — на бутылку, конечно! При этом считаю, что я выиграл. Но после того, как вмешались американцы во всю эту историю, хрен докажешь свою правоту.


О ЧЕМ ПОЕТ «ДЖАЗ» ГОВОРУХИНА


Если раньше Говорухин снимал сугубо мужское кино, то теперь он явно решил воздать дань прекрасному полу. Как и в недавней «Артистке», в его новой работе речь снова о женщинах. Ирина (Ольга Красько, «Турецкий гамбит») — актриса. Ее самые близкие люди — младшая сестра и вечно пребывающая в небе (работает стюардессой) мама (Елена Яковлева). Сергей — (Михаил Жебровский, «Огнем и мечом») — начинающий писатель. Однажды он встречает Иру на съемочной площадке, и между ними вспыхивают чувства…


Сюжет простой. Но и нот всего семь, а некоторые композиторы умудряются писать по ним гениальные произведения. Вот и Говорухин, чье мастерство с годами, похоже, только крепнет, снял удивительно нежный, искренний и душевный фильм. И если та же «Артистка» не лишена налета «бабскости», то «Джаз» получился куда более элегантным. И при этом очень смешным — чего только стоит писательница Татьяна Устинова (в роли самой себя), забалтывающая мента в отделении. Порадовал и Роман Карцев, сыгравший свою лучшую роль (после «Собачьего сердца») одесского таксиста.


КИНОРЕЖИССЕР И ДЕПУТАТ ДУМЫ


Имя: Станислав Говорухин


Родился: 29.03.1936 в Березниках (Россия)


Карьера: Режиссер, актер


После окончания в 1967 году режиссерского факультета ВГИКа Станислав Говорухин начал работать на Одесской киностудии. С 1987 года — режиссер киноконцерна «Мосфильм». Дебютный фильм (он же — дипломная работа) «Вертикаль» сразу же принес режиссеру популярность у зрителя. В главной роли сыграл Высоцкий, который после этого снялся еще в двух картинах режиссера. Самые известные фильмы: «Место встречи изменить нельзя», «Десять негритят», «Ворошиловский стрелок». Депутат Государственной думы. В 2000 году был кандидатом в президенты (набрал 0,44% голосов).

Вступайте в нашу группу в VK , чтобы быть в курсе событий в России и мире
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела