15 ноября 2010, 01:26 | Автор: Иван Рутов

Кошелек России

Кошелек России
фото:
В Калужской области нет ни нефти, ни газа, ни золотых приисков. Почему же транснациональные компании ринулись в этот регион вкладывать деньги в свои заводы?

Потому что их правильно пригласили.

В начале октября иколай Азаров слетал в Калугу. Из России украинский премьер-министр вернулся под сильным впечатлением. Калужская область, где нет ни нефти, ни газа, ни прочих золотовалютных даров природы, вышла у себя в стране на первое место по росту промышленного производства. В вопросах привлечения иностранных инвестиций калужане отправили в аутсайдеры такие сытые регионы, как Московская и Ленинградская области, а вместе с ними нефте- и газоносный север России.


Калужская область — регион, с населением, равным по численности трем спальным районам Киева, за последний год впитал в себя около $ 3 млрд инвестиций. Половина из этой суммы — зарубежный капитал. В пересчете на каждого жителя округа — $ 1,5 тыс. прямых иностранных инвестиций. Для сравнения: в Украине этот же показатель составляет $ 90 на одну украинскую душу. В среднем по России — $ 180.


В обмен на большие деньги калужские власти распахнули ворота навстречу международному бизнесу.


«У нас средний срок выделения площадки под строительство — два года, — сетует глава украинского правительства. — И это два года мытарств, хождений по кабинетам, а еще и взятки — чемоданы, портфели и так далее». После сказанного Азаров приводит в пример калужский регион, где транснациональные компании в сжатые сроки построили фабрики и заводы. Все разрешения и лицензии оформлялись в течение двух месяцев, а в некоторых случаях и того меньше.


«Динамика привлечения все новых и новых инвесторов невероятная, — подтверждает Жорж Шишманов, директор по операционной деятельности группы L"Oreal Россия. — Peugeot и Mitsubishi, Lafarge, Samsung и т. д. открыли (в Калужской области) свои заводы».


Уровень безработицы упал. Зарплаты выросли. На промышленных автопредприятиях ставка от 17 тыс. руб. ($ 560) — минимум, на который соглашаются разве что бедные студенты. Зарплата в 30 тыс. руб. ($ 1 тыс.) — вполне достижимый рубеж даже для невысококвалифицированного труженика. Но и при таких условиях на многих предприятиях кадровый голод. «Мы уже ожирели, — то ли жалуется, то ли хвастает местный предприниматель Евгений Орлов. — Мы уже выбираем».


Все флаги в гости


На улицах патриархального русского города зазвучала французская, английская, немецкая речь. Чтобы найти с приезжими общий язык, Анатолий Артамонов, губернатор края, засел за English. «Сейчас собираюсь поехать на две-три недели погрузиться в языковую среду», — признается он Корреспонденту.


Впрочем, когда речь идет о быстрой прибыли, иностранные инвесторы неплохо понимают и русский. Об этом лингвистическом феномене свидетельствует опыт Калужской области. Некогда неприметный федеральный округ в последние три года стал центром внимания крупнейших транснациональных компаний Европы, Азии и США.


Немцы, французы, японцы построили в Калужской области автопредприятия, на которых собирают машины марок Volkswagen, Skoda, Peugeot, Citroen и Mitsubishi. Даже в разгар кризиса калужские «французы» работают в три смены, выкатывая с конвейера по 600 машин в неделю. Конечная цель компании — построить линию мелкоузловой сборки и выйти на еженедельное производство в 2,4 тыс. машин.


«С таким объемом мы покроем все нужды этих марок для России», — прогнозирует Ив Жерлье, директор департамента проектов ПСМА Рус, производитель автомобилей марки Peugeot, Citroen, Mitsubishi.


К автомобильному кластеру приросли производители комплектующих. Канадская компания Magna, крупнейшая транснациональная корпорация в отрасли, выделила 20 млн евро на строительство завода в Калужской области. В нынешнем июле российский миллиардер Алексей Мардашев запустил здесь штамповочный цех. Это совместное с испанцами предприятие, Гестамп-Северсталь, занялось производством кузова для Volkswagen. В перспективе работа и с Peugeot.


По соседству с автомобилистами развернулся южнокорейский производитель бытовой техники Samsung, заработал сербский фармзавод Hemofarm, швейцарская пищевая компания Nestle, американский пивовар SABMiller, французский производитель строительных смесей Lafarge, финский металлоконструктор Ruukki, немецкий Lemken, производитель сельхозтехники. И вот совсем недавно зазвучали очередные фанфары: в Обнинске (Калужская область) открыта фабрика L’Oreal.


«Их десятки, — говорит Артамонов о потоке инвесторов, обосновавшихся в округе за последние три года. — Новолипецкий меткомбинат, [Владимир] Лисин, тоже вот пришел».


Самый богатый россиянин пришел в регион не с пустыми руками. В Калуге Лисин строит высокотехнологичный металлургический комбинат. В 2012 году планируется его запуск. Идет набор на курсы, где будет обучаться персонал для работы на сталелитейном предприятии. «Регион огромный, — рисует Шишманов перед Корреспондентом кадровые перспективы его компании. — Есть научный потенциал, есть университеты, школы».


В калужском филиале Московского государственного технического университета имени Баумана, одного из старейших вузов России, создан учебный центр для работы на предприятиях автопрома и сельхозмашиностроения Калужской области.


«Там уже около 4 тыс. человек обучилось, — Артамонов указывает на огромный корпус областной администрации и добавляет: — Сейчас мы это здание отдаем Бауманскому университету».


Посторонним вход разрешен


«Почему Калужская область?» — спрашивает Корреспондент у Шишманова о выборе места расположения фабрики L’Oreal. Суть ответа уложилась в три пункта: первое — готовые промышленные зоны, второе — теплый инвестиционный климат, третье — близость рынков сбыта.


Последний пункт обеспечен географией региона. От новой фабрики до многолюдной Москвы — 85 км. Под боком у завода — автотрасса в Украину. Сюда также планируются поставки значительной части французских красок для волос и шампуней, сделанных в России.


Но самый мощный магнит, который тянет инвесторов в Калугу, — шесть новых технопарков: это огромные индустриальные площадки от 130 га до 1,3 тыс. га — специализированные территории, на которых размещены научно-исследовательские организации, офисы, выставочные и образовательные центры. К огражденной и охраняемой территории подведены новые автомагистрали, коммуникации, газ, электричество, вода, канализация, проведены все экспертизы, выданы разрешения. Осталось только привезти оборудование, построить стены и включить станок. Чаще всего такого рода индустриальные парки строго специализированы: автомобильный кластер, кластер биотехнологий, фармацевтики, ядерной медицины и т. д.


Парки построены совсем недавно. На всю индустрию потрачено 7,5 млрд руб. ($ 250 млн). Если учесть, что за два последних года в этот оазис бизнеса привлечено около $ 3 млрд иностранных инвестиций и открыто несколько десятков тысяч рабочих мест, то овчинка оказалась вполне достойна выделки. Сейчас Внешэкономбанк планирует выкупить у области 25% в технопарках, так как видит в этом проекте высокий потенциал.


«Чего боятся инвесторы и в России, и в Украине? Это всякие формальности, согласования, — говорит Артамонов. — Как раз на этом этапе возникает коррупция. Когда мы даем [инвесторам] готовую площадку, им нечего ходить, нечего что-то согласовывать».


Скорость, с которой появлялись в технопарках предприятия, впечатляет. Соглашение о строительстве завода Volkswagen Артамонов подписал в мае 2006-го. В октябре 2007 года с калужского конвейера сошел первый немецкий автомобиль. В 2007-м автоконцерн Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors приступил к поиску участка. Уже в апреле 2010-го компания открыла свой первый конвейер крупноузловой сборки возле Калуги. В июле 2009-го власти ударили по рукам с французским L’Oreal. В сентябре 2010 года фабрика заработала.


«Вот проект реализован за несколько месяцев, — говорит Шишманов. — Это просто уникально, невероятно, как быстро мы это делаем».


«В области были размещены производства Volkswagen и Volvo, — рассказывает свою историю вхождения в российский рынок Жерлье. — Для нас это явилось еще одним из критериев». Другими словами, инвесторы, которые пришли в Калужскую область первыми, стали живой рекламой для тех, кто пришел следом.


«Нормальная компания, всегда встречается с администрацией, при этом всегда ищет контакты с другими производителями в регионе, — подтверждает тенденцию Шишманов. — Мы пообщались с разными заводами — Samsung, например».


Еще одна фишка калужского капитализма — власти всегда в зоне досягаемости. При первой встрече губернатор Артамонов дает инвестору номер своего мобильного. «Его знает огромное количество людей, — говорит чиновник. — Сам факт, что каждый из моих подчиненных знает, что у инвестора есть номер моего телефона, дисциплинирует. В большинстве случаев инвесторы мне звонят, когда им нужна помощь на федеральном уровне».


Любимый город может


В кафе гостиницы Ока 27-летний предприниматель Орлов попросил у бармена пачку сигарет.


— У нас сигареты дорогие, — деликатно предупредила бармен.


— Сколько?


— 150 руб. [около 40 грн.].


— Давайте.


Затем Орлов поворачивается к Корреспонденту: «Не поверите, еще недавно не было трех рублей на семечки».


На голодном пайке Орлов оказался по собственной воле. Все наличные деньги, а это около 1 млн руб. (260 тыс. грн.), немногим более года назад он вложил в сельхозбизнес. Теперь он прилично зарабатывает на поставке и обслуживании импортного оборудования для фермерств и молочных заводов.


«Я попал в ту ситуацию, когда у моих клиентов появились деньги», — поясняет Орлов свой успех. Появление в Калужской области свободных средств связано, в первую очередь, с деловой активностью иностранных компаний.


Эту же деловую активность на своем бизнесе ощутила Елена Пирожок, хозяйка ресторанно-гостиничного комплекса Клуб на Дворянской. «Я открыла гостиницу в 2004 году. С того времени с местами всегда проблема, — говорит 36-летняя бизнес-леди. — В основном здесь командированные. Я посмотрела по регистрации, откуда люди. Это, как правило, из компаний Volvo, Volkswagen».


«Таких маленьких отельчиков в Калуге сейчас открывается очень много. Большие и маленькие, — продолжает Артамонов. — Появились ресторанчики. Куда-то ходят немцы, куда-то французы».


Наплыв командированных европейцев формирует в Калуге новый стиль общепита. «Им [иностранным приезжим] нужен Макдональдс, пивбар, — сокрушается ресторатор Пирожок. — Вот у меня иностранцы живут в гостинице, они что спрашивают? Пиво, крылышки в гриле приготовленные. Я смотрю, многие под немцев перестраиваются на такие заведения. Я уже тоже подумываю о фастфуде».


Сергей Константинов, местный фотограф, живет в Калуге уже 20 лет. Родом он из Днепропетровска. Недавно в родном городе продал однокомнатную квартиру, выручил $ 25 тыс. «Я за такие деньги здесь даже собачью конуру не куплю», — говорит он.


Цены на недвижимость растут, не оглядываясь на кризис. Еще недавно за однокомнатную квартиру в Калуге просили около $ 40 тыс., теперь — все $ 70 тыс.


По окончании беседы Константинову поступил звонок на мобильный. Голос в трубке сообщил, что есть заказ на свадебную фотосессию. А это значит, что в ближайшую субботу бюджет калужского фотографа увеличится как минимум на $ 400. Заказами Константинов загружен по самый объектив. Так что если не будет лениться, заработает на квартиру. Если, конечно, цены на недвижимость не продолжат свой бег.


Жерлье живет в Калуге только два года. Но и этого времени достаточно, чтобы заметить, как быстро развивается городская инфраструктура. «Каждые три месяца мы видим появление нового здания, торговой точки, и т. д.» — делится впечатлениями француз.


В течение двух лет через Оку переброшено два новых моста, что открыло новые перспективы для застройки правого берега. Сюда планируется перенести деловой мир Калуги, а за левым берегом попытаются сохранить историчный ландшафт русской старины. Любимый город может спать спокойно? Как бы не так.


У губернатора уже созрела новая идея-фикс: в регионе низкая рождаемость и много калужанок-одиночек.


— Мы их спрашиваем: а чего вы не хотите родить? Ты же женщина. Тебе будет поддержка на старость, — рассказывает Артамонов.


— Как же они незамужние будут оплодотворяться? — интересуется Корреспондент.


— Ну что, мужиков мало, что ли? У каждой женщины физиология все равно требует. Мы поговорили с владыкой Климентом. Я спросил его: «Вот как Церковь отнесется? Она ведь всегда внебрачные связи осуждала». Он сказал: «Ты знаешь, исходя из того, как у нас складывается демография, я благословляю».


Теперь, после инвестиционного бума, губернатор Калужской области ожидает беби-бума. «Наши женщины среагировали, — подводит черту Артамонов. — В женской консультации мне сказали: количество забеременевших женщин резко выросло».

Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в Twitter
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела