27 октября 2010, 22:50 | Автор: Иван Рутов

Григорий Остер: «Над своими детьми я ставил ужасные опыты»

Григорий Остер: «Над своими детьми я ставил ужасные опыты»
фото:
Популярный детский писатель, автор культовых «Вредных советов» рассказал, как он с помощью криков и скандалов боролся с тоталитарными чиновниками и как они сотрудничают с Путиным.

Алекс Панченко


— Григорий Бенционович, не так давно я общался с вашим другом и коллегой по литературному цеху Эдуардом Успенским, славящимся страстью к судебным искам, защищающим его интересы. Так вот, я спросил его: «Откуда у детского писателя — человека, казалось бы мягкого, такая деловая хватка?». На что получил ответ: «Это вы еще Гришу Остера не знаете!»…


— Ну, во-первых, такая бизнес-хватка есть не у всех детских писателей, а только у меня и Успенкого. Причем Эдуард Николаевич выступил в качестве моего учителя на этом нелегком поприще. Что интересно, он никогда не учил меня писать, но всегда обучал методам подпольной борьбы с чиновниками! Ведь как еще Пушкин говорил: «Вдохновение не продается, но рукопись продать нужно!».


— И как же вы с чиновниками боролись? Чего они боялись?


— О, это целая история! Любой чинуша всегда боится скандала! Его не интересует ни идеология, ни что-либо другое. Он боится лишь одного: потерять свое теплое место, то самое, что он так хорошо нагрел своей задницей. В этом смысле куда проще было противостоять чиновникам тоталитарным. Они страсть как боялись брать на себя ответственность! Им было удобнее скинуть задачу на кого-то иного. А тот – еще на кого-то. И так до бесконечности. Вот почему многие книги писателей так долго пролеживали в издательствах, а не выходили в печать. Их же мурыжили по полной программе. Чинушам было куда удобнее ничего вообще не издавать. Они так и думали: «Вот это ее сейчас читать, подвергать цензуре. А вдруг крамольное что-то пропущу? Лучше вообще ничего не делать — так спокойнее». Потому скандал было важно начинать сразу — не сходя так сказать с места. И вот тут Успенскому просто не было равных! Он делал такое мрачное и чуть огорченное лицо: «Что, печатать не будешь?». И дальше поднимался ор и хай. И чтобы избавиться от бешеного Успенского и меня иже с ним — книгам давали свет. Это же простая психология. Раз кричат — значит, прибежит разбираться начальник. А зачем бюрократу начальник? Вот так и боролись, и нас печатали, даже когда книги вообще больше ни у кого не выходили. Что любопытно, нынешних чиновников скандалом не возьмешь. Их вообще сейчас ничем нельзя пронять. Они бронированные какие-то! Им все безразлично. Кроме бабла, которое они всячески гребут под себя. Так что наш боевой опыт, можно сказать, устарел. Приходится крутиться.


— Судиться часто приходится?


— А как же? Если ничего не делать, то тебе банально сядут на шею, да еще и ножки вниз свесят. Простой пример: только пиратских изданий моих задачников (учебники математике, написанные в игровой форме, — Авт.) вышло тиражом в более чем 500 000 экземпляров. Это же колоссальные убытки!


— Говорят, вы одно время подрабатывали литературным негром — писали за других писателей тексты?


— К счастью, меня это миновало. И я никогда не был негром, хотя мне часто предлагали. Я всегда отказывался. Говорил, что на жизнь смогу зарабатывать иным способом. Так и вышло.


— Мне приятно было узнать, что вы родом из Одессы, и лишь потом перебрались в Москву. А какие-то корни у вас в Украине еще сохранились?


— Ну конечно! У меня в Ялте отец живет, которому 88 лет. В этом году мы всей семьей наведывались к нему и праздновали его день рождения. Я вообще стараюсь к нему почаще приезжать. Хотя должен признать, солнечная Ялта, мне с каждым годом все больше удручает. Там же купаться сейчас негде! И это в городе у моря! Везде какие-то ограждения, заборчики, часовые с собаками. Не проехать, не пройти! Потому праздник отца мы поехали отмечать в Коктебель — у нас там друзья живут, и они на время предоставили в наше полное распоряжение свои пенаты. Только в Коктебеле мы смогли найти себе уютную бухточку и вволю там накупаться.


— Я знаю, что вы стараетесь держаться в стороне от политики. И тем не менее, именно вас Владимир Пути пригласил сделать текстовое наполнение для сайта «Президент России гражданам школьного возраста».


— Скажем так, ни Путин, а Волошин (Александр Стальевич, — Авт.), который был тогда главой его администрации. И я согласился. И, кстати, по-прежнему продолжаю над ним работать, хотя сегодня у руля страны Медведев. Так что это сайт вовсе не Путина, как многие могут подумать, а именно что Президента России. А почему я согласился на это? Да все просто. Я же не лизоблюдством там занимаюсь! Я учу маленьких граждан как противостоять власти, как понимать, когда власть плохая, а когда хорошая, как узнать, справляется ли президент со своей работой…


— И как это можно узнать?


— Очень просто. Если ты постоянно слышишь, что Президент самый умный, самый лучший и распрекрасный, что он просто светоч какой-то — причем во всех отраслях, и что если при этом его нигде не ругают, то это значит: Президент не справился со своими задачами. Он — плохой, и в твоей стране больше нет свободы слова. Кстати, все, что написано мною на сайте, читал и Путин, и Медведев. Оба они были согласны с моей позицией.


— Григорий Бенцианович, за свои знаменитые «Вредные советы» критики много довелось выслушать?


— А то (смеется). Гневных отповедей по типу: «Таких, как этот писателишка Остер, надо с корнем выдирать с золотоносной нивы нашей литературы!» было не счесть. Мне постоянно ставили в вину, что дети, прочитав «Советы», тут же начнут поступать, как написано там. Так вот, эти критики не учли одного: детвора куда умнее взрослых. И я не знаю ни одного ребенка, который решился бы претворить мои «врединки» в жизнь! Кроме того, у них у всех замечательное чувство юмора. Чего не могу сказать о великовозрастных представителях человечества. А когда все вокруг серьезные… это так же грустно, как мрачный клоун на арене цирка. Ведь по сути, что такое мои советы — всего лишь прививки от глупости. А своей главной задачей я считаю развитие ребенка. Я пишу, чтобы ребенку было интересно с самим собой. Потому что если ему интересно с собой, значит, из него вырастет человек.


— Чаще всего писатель берет псевдоним, потому что у него неблаговидно звучащее имя, либо потому, что у него проблемы с властью. Но для чего вам, с фамилией Остер, понадобилось брать псевдоним Остёр, отличие которого — лишь две точки над «е».


— На самом деле, у меня нет псевдонима, а эта история тянется еще со времен моей работы в «Веселых картинках» (популярный советский детский журнал, — Авт.). Там редактор над буквой «е» случайно ли, сознательно ли, поставил две точки. С тех пор вот никак от них не избавлюсь (смеется).


— Ваши книги часто выходят на иностранных языках — с трудностями перевода доводилось сталкиваться?


— Обязательно. У меня есть один такой вредный совет — о мальчике, потерявшем шапку, и который, чтобы избежать наказания от мамы, должен наплести ей с три короба, что сей головной убор у него в неравной схватке забрал шпион. Начали переводить и сразу столкнулись с проблемой — ну потерял он шапку, и что с того? Пусть мама пойдет и купит другую — иностранцам просто не понять, что в наше время шапки носили чуть ли не всю жизнь, а не приобретали каждый сезон новую! Кроме того, на волне всех этих недавних шпионских историй (с русской шпионкой Анной Чепман, — Авт) нельзя было даже шепотом говорить о таком явлении — неприлично. Потому в финальном виде наша история была о мальчике, который потерял новую дорогую куртку, а маме он соврал, что отправил ее в качестве гуманитарной помощи в Африку.


— Вас знают как сценариста мультов: «38 попугаев», «Баба-Яга против!». Потому когда вы написали сценарий «До первой крови» (о жестокости детей в пионерлагерях), это стало неожиданностью…



«До первой крови». Писатель показал, что дети могут быть жестоки


— Просто я сам был в лагерях и многое видел — захотелось поделиться этим. Удивительно, что ленту вообще пропустили на экраны — тогда это был явный неформат. Сейчас я об одном жалею, что так и не успел реализовать один свой сценарий, он назывался «Руки на одеяло». Там речь шла о 20-летнем украинском парне, полюбившем русскую девушку, которая еще не достигла совершеннолетия. Мама девушки даже хотела его посадить за якобы «растление малолетней», хотя у детей была самая настоящая любовь. И вот, чтобы избежать этого, ребята бегут на Украину, потому что там по закону можно жениться с 16 лет. Снимать кино должен был Ролан Быков, но Союз гикнулся, и фильм тоже ушел в небытие.


— В каких условиях вам легче пишется?


— После плотного обеда. Вдохновение — оно ведь всегда приходит после вкусной хорошо прожаренной котлетки. А если серьезно, то легче всего мне стало писаться после того, как у меня пошли дети. Это же такая прекрасная лаборатория — и я, признаюсь, ставил над ними ужасные опыты! (смеется). А после детей пошли уже и внуки. Так что это процесс нескончаемый. Кстати, кто-то назвал рождение внучков — волной. А как по мне — это пока еще только первые брызги.


— Знаю, что ваша детвора обучалась не в школе, а дома — с репетиторами. Почему так?


— Очень просто. Ведь что такое школа — это когда каждое утро твой ребенок уходит от тебя, то есть находится вне зоны твоего внимания. И что он там делает в этой школе? Кто в это время формирует его ум и психику? Ведь учителя — это тоже люди. А люди бывают как умные, так и дураки. И кто из них станет обучать твое дитя — вопрос лотереи. А ведь первая учительница — это как жена для мужчины. Ее надо во всем слушаться, делать уроки… А если ребенку дадут какую-то первую попавшуюся учительницу? В общем, я предпочел контролировать это дело сам.


— Как спец по детям и как отец-герой, что посоветуете родителям, которым детки садятся на шею?


— Хороший вопрос. Знаете, мои-то, как залезли, так там и сидят. Потому могу сказать лишь одно: уважаемые родители, укрепляйте мышцы шеи. Иного выхода у вас просто нет! А на счет отца-героя, скажу: первого сделать сложнее всего — дальше-проще. Мы с женой даже шутим, что если что, то у нас есть запасные дети!


«ВРЕДНЫЙ» ПИСАТЕЛЬ И ОТЕЦ-ГЕРОЙ



«38 попугаев». Для Остера это был первый опыт написания сценариев


Имя: Григорий Остер
Родился: 27.11.1947 в Одессе (Украина)


Писатель родился в Одессе, но детство провел в Ялте. Служил на Северном флоте. В 1970 поступил в литературный институт Горького в Москве. Автор многих популярных произведений для детей: «Сказка с подробностями», «Папамамалогия», «Воспитание взрослых», «Бабушка удава», «Гадание по рукам, ногам, ушам, спине и шее». Но славу и любовь читателя принесли ему уже успевшие стать культовыми «Вредные советы». В изданной в Канаде антологии детской литературы Григорий Остер со своими «Советами» был самым многотиражным — 12 млн экземпляров, в то время как прочие авторы удостаивались 400 тысяч максимум. Сценарист мультфильмов «38 попугаев», «Попался, который кусался», «Котенок по имени Гав». Женат, пятеро детей.


ВРЕДНЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ ПОСЛУШНЫХ И ХОРОШИХ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ



Читая «врединки» Остера, невольно вспоминаешь себя в детстве и начинаешь улыбаться. «Сегодня» отобрала для вас самые известные и милые советы — добро пожаловать в детство!


****


Нет приятнее занятья,
Чем в носу поковырять.
Всем ужасно интересно,
Что там спрятано внутри.


А кому смотреть противно,
Тот пускай и не глядит.
Мы же в нос к нему не лезем,
Пусть и он не пристает.


****


Не обижайтесь на того,
Кто бьет руками вас,
И не ленитесь каждый раз
Его благодарить


За то, что не жалея сил,
Он вас руками бьет,
А мог бы запросто схватить
И палку и кирпич.


****


Когда тебя родная мать
Ведет к зубным врачам,
Не жди пощады от нее,
Напрасных слез не лей.


Молчи, как пленный партизан,
И стисни зубы так,
Чтоб не сумела их разжать
Толпа зубных врачей.


****


Посмотрите, что творится
В каждом доме по ночам.
Отвернувшись к стенке носом,
Молча взрослые лежат.


Шевелят они губами
В беспросветной темноте
И с закрытыми глазами
Пяткой дергают во сне.


Ни за что не соглашайтесь
По ночам идти в кровать.
Никому не позволяйте
Вас укладывать в постель.


Неужели вы хотите
Годы детские свои
Провести под одеялом
На подушке, без штанов?


****


Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.


Пусть он видит, лежа в луже,—
Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.


****


Если вы с утра решили
Хорошо себя вести,
Смело в шкаф себя ведите
И ныряйте в темноту.


Там ни мамы нет, ни папы,
Только папины штаны.
Там никто не крикнет громко:
«Прекрати! Не смей! Не тронь!»


Там гораздо проще будет,
Не мешая никому,
Целый день себя прилично
И порядочно вести.


****


Решил подраться — выбирай
Того, кто послабей.
А сильный может сдачи дать,
Зачем тебе она?


Чем младше тот, кого ты бьешь,
Тем сердцу веселей
Глядеть, как плачет он, кричит,
И мамочку зовет.


Но если вдруг за малыша
Вступился кто-нибудь,
Беги, кричи и громко плачь,
И мамочку зови.


****


Если не купили вам пирожное
И в кино с собой не взяли вечером,
Нужно на родителей обидеться,
И уйти без шапки в ночь холодную.


Но не просто так бродить по улицам,
А в дремучий темный лес отправиться.
Там вам сразу волк голодный встретится,
И, конечно, быстро вас он скушает.


Вот тогда узнают папа с мамою,
Закричат, заплачут и забегают.
И помчатся покупать пирожное,
И в кино с собой возьмут вас вечером.


****


Девчонок надо никогда
Нигде не замечать.
И не давать прохода им
Нигде и никогда.


Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они:
Тебе на них плевать.


Девчонку встретил — быстро ей
Показывай язык.
Пускай не думает она,
Что ты в нее влюблен.

Вступайте в нашу группу в VK , чтобы быть в курсе событий в России и мире
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела