10 октября 2010, 23:17 | Автор: Иван Рутов

Коллективный Лужков

Коллективный Лужков
фото:
Эпопея "кто же будет в списке кандидатов на пост мэра Москвы" закончилась. Начинается вторая серия игры в угадайку - "кто из них будет внесен на пост мэра".

Михаил Захаров


Сергей Мартынов


Итак: внесены президенту (официально «Единой Россией», получившей большинство на выборах в Мосгордуму прошлой осенью) вице-премьер, глава аппарата правительства Сергей Собянин, министр транспорта Игорь Левитин, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, а также и.о. заместителя мэра Москвы Людмила Швецова.

Вопрос относительно того, кто будет внесен на утверждение в Мосгордуму президентом, почти снят. Если пресс-секретарь президента Дмитрия Медведева Наталья Тимакова называла кандидатов в политкорректном алфавитном порядке, то лидер единороссов Борис Грызлов первым назвал Собянина, затем – министра транспорта Левитина, потом губернатора Валерия Шанцева и затем замгубернатора Людмилу Швецову. Конечно, это соответствует иерархии госвласти (вице-премьер, министр, губернатор, замгубернатора), но в этом можно увидеть и явный намек на решенность вопроса – мэром станет Сергей Собянин. Конфуз, правда, в том, что партиец Грызлов мог бы перечислить кандидатов по их месту в партийной иерархии. Собянин тоже вышел бы первым, но вот Левитин никак не оказался бы вторым – он в партийной иерархии всего лишь сторонник (как и Швецова). 


Собянин является членом высшего совета «Единой России», а Шанцев — член Политсовета регионального отделения партии Нижегородской области.


Как признала Наталья Тимакова, список кандидатов был согласован с Дмитрием Медведевым еще до его оглашения. Заседание президиума «Единой России» проходило в субботу на территории президентской резиденции в Горках-9, где единороссы советовались по поводу списка с Медведевым (как пояснил видный единоросс Вячеслав Володин, «ввиду особой важности решения»), хотя обычно подобные заседания «Единой России» проходят в штаб-квартире партии в Москве.


Пресс-секретарь Медведева также подчеркнула, что «заседание президиума Генсовета «Единой России» сегодня прошло в Горках, так как партия с самого начала в плотном режиме с президентом обсуждала данный вопрос». «Это очень важно, поскольку речь идет о столь крупном городе, столице», — отметила она.


Роль партии в этом случае оказалась скорее технической — по сути Медведев сам себе предложил список, из которого он будет выбирать мэра Москвы. Это косвенно признал и сам президент: уже после обнародования списка он сказал: «Я действительно, рассматривая предложения, которые были у партии, прежде всего акцентировал внимание на этих кандидатурах». «У меня были контакты с ними», — отметил он.


«Тот большой список, который у нас возникал, мы сузили по вашей инициативе», — сказал, обращаясь к Медведеву, Борис Грызлов.


У Медведева есть десять дней на то, чтобы определиться и внести свое предложение в Мосгордуму. Он пообещал сделать это в срок. Также Медведев пообещал встретиться со своим избранником и обсудить с ним некие особые вопросы, которые нужно решить для Москвы. Помимо этих вопросов, «для нового мэра самым главным остается поддержание уровня жизни, решение социальных проблем, продолжение социальной политики, которая была, но, естественно, на новом уровне, имея в виду, что в Москве достаточное количество проблем», — сказал Медведев на встрече с руководством «Единой России».


По мнению Медведева, каждый из названных кандидатов в целом способен возглавить такой крупный город, как Москва.


Сильный аппаратчик




На первый взгляд, очевидны преимущества главы аппарата правительства, вице-премьера Сергея Собянина. Его называли в качестве кандидата разнообразные кремлевские чиновники и разной степени независимости эксперты-комментаторы. Именно поэтому в какой-то момент стало казаться – раз уж его столько прочат на пост, он точно не будет выдвинут. Чему подтверждением были слухи, что Собянин сам не жаждет сесть в кресло мэра Москвы. Однако Собянин в список вошел.


Его несомненные достоинства – доверие премьера Путина, сильный административный опыт, умение находить баланс разношерстных интересов бизнеса и политических кланов. В 2005 году Собянин стал путинским назначенцем на пост главы администрации президента, а затем был переведен на работу в правительство после переезда Владимира Путина в Белый дом. Собянин в 2005 году возник для столичных наблюдателей как бы из ниоткуда. Все знали, что есть такой губернатор, но если бы составлялись списки возможных кандидатов, Собянин вряд ли бы вошел в десятку. Тогда перестановки в правительстве и администрации для публики произошли практически в прямом эфире. Путин под телекамеры на большом заседании пригласил войти Собянина в кабинет и занять кресло уже в качестве главы его администрации. Тогда же был дан старт предвыборной кампании Дмитрия Медведева – он стал первым вице-премьером российского правительства и куратором национальных проектов, крупной пиаровской акции.


Глава аппарата, как и глава администрации президента, – должность, дарующая большой аппаратный вес, но и требующая большой изворотливости. Глава аппарата может в один день прекратить документооборот, фактически блокировать межведомственную координацию. Поэтому руководителем аппарата удобен лично преданный человек или демонстрирующий стопроцентную лояльность. В этом контексте Собянина можно условно считать человеком Путина. Впрочем, на посту губернатора Тюменской области Сергей Собянин демонстрировал известную независимость от нефтяных баронов. На деньги которых, между прочим, была организована его превыборная кампания, в которой он одолел действующего главу области Рокецкого.


Собянин способен расчистить «административные завалы» в Москве, преодолеть серьезное сопротивление московских элит. Опыт управления регионом прилагается. Правда, его новая должность – некоторое понижение. А Владимир Путин лишается своего руководителя аппарата и открывается серьезная вакансия, на которую требуется очень опытный управленец. Относительный минус Собянина – его немосковское (и даже не питерское) политическое происхождение, что чревато конфликтами и большим переходным сроком. Пока новый губернатор войдет в курс дел и заберет власть. Нет у Собянина и серьезного бизнес-опыта. А в Москве без этого обойтись сложно. 


Выходец из бизнеса



Министр транспорта Игорь Левитин – темная лошадка списка. Впрочем, темная потому, что почти никто не рассматривал Левитина на пост мэра Москвы до внесения списка кандидатур.
В отличие от Собянина, Левитин имеет довольно большой опыт работы в бизнесе – с 1994 года по 2004 он отработал в различных бизнес-структурах. Что ставили ему в вину, ведь до прихода на госслужбу (сразу на должность министра в 2004) он трудился в крупнейшем частном ж/д-перевозчике – «Северстальтрансе». Его воспринимали как крупного лоббиста, а не чиновника. От этого реноме Левитин за годы пребывания в должности почти избавился, но министерство периодически вступает в конфликты с РЖД по вопросам реформы монополии, стратегии ее развития, вхождения компании в капитал портов и тарифов на перевозки. 


Хозяйство, которым управляет или старается управлять Игорь Левитин, огромно. Это авиация, дорожное строительство, железные дороги и многое другое. В одной только РЖД есть миллион сотрудников. Масштаб позволяет возглавить и крупнейший мегаполис.


В последние годы в обширной транспортной сфере проблем было много. Это и непоследовательная государственная политика по изменению формата дорожной корпорации (последняя форма – госкомпания «Росавтодор»). 


И многочисленные бизнес-конфликты в сфере консолидации авиаперевозчиков. Наиболее яркий пример – создание братьями Абрамовичами  крупнейшего после «Аэрофлота» перевозчика и последующий отъем компании, из которой бизнесмены выкачали почти все, и передача ее «консорциуму» московского правительства («Атлант-Союз»)и «Ростехнологий» «друга Путина» Сергея Чемезова. Каковая объединенная компания так и не заработала и вскоре начала подумывать о банкротстве.


И проблема с реализацией пилотных проектов трасс – Москва-Санкт-Петербург. На данный момент продолжается крупный конфликт по поводу «Химкинского леса», в котором неявно участвуют крупнейшие бизнес-структуры. Более-менее понятно, что конфликт связан с трассой более, чем с экологией, и в нем как-то завязаны структуры «друга Путина» Аркадия Ротенберга. 
И проблема качества подготовки пилотов. И проблема «часто падающих самолетов». И длинная дорожная эпопея с «серией ужасных ДТП» прошлым летом. И долгие согласования формата транспортного налога.  И явная недостаточность дорожного строительства в России, чреватая в перспективе транспортным коллапсом.


Транспортный коллапс, кстати, это то, от чего сегодня надо спасать Москву. Привлекая лучших специалистов, разбирая контракты с девелоперами и собственниками-арендаторами земли и недвижимости – уже построенной и готовящейся к строительству. При этом надо еще как-то сохранять остатки исторического облика столицы. Задача колоссальная. Если ее не решить, за два-три года город может встать окончательно, несмотря на строительство свежих транспортных колец. Это соображение – явное преимущество кандидата Левитина.


Многочисленные скандалы и постоянные информационные атаки на министра  — соображение против кандидатуры Левитина. Он вроде бы удержался в кресле министра, несмотря на нездоровую порой критику, но громких серьезных подвижек по проблемным направлениям нет. 
Последнее – из Минтранса уже вырос один губернатор. В этом году губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя сменил замминистра транспорта  Александр  Мишарин. У свердловского губернатора не прошел вариант «преемник» – ему прислали федерального варяга, сменившего всю команду предыдущего губернатора. Министерство киллеров губернаторов-тяжеловесов получается, прямо-таки.


Бывший соратник-инсайдер




Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев попал в список не случайно. Почему – непонятно, но случайности в этом точно нет. Его называли в числе вероятных преемников Лужкова каждый раз, когда заходили разговоры об отставке (скорой, неминуемой или вероятной) Юрия Лужкова.


Один из руководителей компартии, один из ее создателей вместе с Валентином Купцовым (а вовсе не Геннадием Зюгановым, как можно было бы подумать), Шанцев решился не делать карьеру публичного политика, а возглавить Южный административный округ Москвы в далеком уже 1995 году. А в 1996-м уже шел в паре с Лужковым на выборы мэра (в качестве вице-мэра). Не в последнюю очередь ему Лужков обязан отсутствием сильной компартии в столице и отсутствием социального клинча и пенсионных протестов. Мало давать пенсионерам деньги – надо еще объяснить, что это хорошие деньги.


Что испортилось в отношениях мэра и вице-мэра где-то в 2003-2004 году – доподлинно неизвестно. Тогда в прессе начались публикации о скорой отставке Лужкова и замене его на Валерия Шанцева, который уже вроде бы заручился поддержкой в Кремле. А еще, что Шанцев вступил в конфликт с женой мэра Еленой Батуриной. В общем, перспективный чиновник был переброшен на руководство Нижегородской областью – регионом немаленьким.


Многочисленные конфликты по Шанцеву ударяли, но не слишком уж сильно. И все время руководства Нижегородской областью он последовательно назывался кандидатом на пост мэра Москвы. Теперь он кандидатом стал.


Плюсы Шанцева как кандидата очевидны. Он известен еще москвичам. Он должен помнить, как устроен непростой хозяйственный комплекс Москвы, и наверстает пропущенное за несколько лет легко. Он знаком московской элите. В этом же заключается его минус. Жестко ориентированные на Лужкова бизнесмены и чиновники могли не забыть конфликта мэра с вице-мэром (если такой конфликт был) и начнут играть против него. Если ссора, неважно по какому поводу, имела место, назначение Шанцева было бы вызовом Юрию Лужкову и его команде. Что создает латентный кризис отношений. Правда, Кремлю такой кризис-менеджмент может быть и вполне полезен.


Пионерка, комсомолка и защитник пенсионеров




Людмила Швецова – спортсменка, комсомолка и просто красавица. Партийная карьера – на Украине, затем руководство пионерской союзной организацией и комитетом по делам женщин. Настолько безвредная в политическом смысле фигура, что про нее – в отличие от остальных кандидатов – «не знают» ничего компроматные сайты и даже в Википедии она не удостоилась отдельной статьи.


Ее называли «маловероятным кандидатом» (но называли, в отличие от Игоря Левитина). От Москвы более вероятными представлялись заммэра Юрий Росляк или внезапно ставший единороссом и принятый Владимиром Путиным врио мэра Владимир Ресин. «Москвичам», видимо, не удалось продвинуть своей сильной кандидатуры, но ссориться с Москвой федералы лишний раз не стали. Внесение Швецовой – это сохранение видимости преемственности и гарантий неприкосновенности действующей московской элите. Швецова – лужковский кадр, но сработается, как представляется, и с любым другим градоначальником.


Шансов у Людмилы Швецовой стать новым губернатором немного. Ей уже 61, она всю политическую  жизнь занимается социалкой. Она была бы совсем слабым с рациональной точки зрения мэром, но ее, вполне вероятно, сохранят в московском правительстве. Кому-то надо и социальным развитием заниматься.


Четыре лица Юрия Лужкова


Итак, есть четыре кандидата. Сильный аппаратчик; выходец из бизнеса, уже долгое время работающий на госслужбе в актуальном для Москвы секторе; инсайдер по способам ведения московских дел; специалист по социальной сфере города. Президент Медведев считает, что каждый из них может стать мэром. Стало быть, ему кандидаты кажутся равнозначными. 


Нам же они кажутся сильно разноплановыми – ни одной из их сильных сторон нельзя пренебречь. Меж тем, каждый из кандидатов усиливает некую черту хозяйствования в Москве времен Лужкова. Интриги, без явных политических клинчей и кризисов (Лужков-Собянин).  Дорожное строительство и регулирование сложнейших имущественных споров плюс умение гасить критику и делать дело без излишнего шума (Лужков-Левитин). Обладание тайным знанием, как работает система личных связей, договоренностей бизнес-контрактов и баланса интересов внутри столичного хозяйственного комплекса (Лужков-Шанцев). Высокая относительно остальной России степень социальной защищенности малоимущих, пенсионеров, инвалидов, детей, бюджетников (Лужков-Швецова). Причем по каждому конкретному направлению кандидаты не слабее мэра Москвы. По остальным же – большой вопрос (просто не проверяли). 


Конечно, тетрархия в Москве невозможна (даже законодательно) – у нас и тандем-то непонятно как работает. Зато нам предложен, кажется, недурственный список из мэра (вероятно, Собянина) и вице-мэров по транспорту и связи, ЖКХ (возможно и по землеотводу) и социалке. И волки будут сыты, и Москва цела. Вот такой вот коллективный Лужков.

Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в Telegramm
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела