12 августа 2016, 07:04 | Автор: Иван Рутов

Кредиторы предпочитают взрослых заемщиков

Кредиторы предпочитают взрослых заемщиков
фото:
Российские заемщики «взрослеют» в прямом и переносном смысле - таковы выводы экспертов финансового рынка. Они отмечают увеличение количества клиентов банков и МФО среднего и старшего возраста при уменьшении числа молодых заемщиков, и растущий уровень их финансовой грамотности.

До кредита не доросли

На днях Национальное бюро кредитных историй сообщило, что в совокупном числе российских заемщиков доля молодежи до 25 лет стала меньше на полпроцента и составила 4,9% в первом полугодии текущего года. Тех, кто в возрасте 25-30 лет, тоже стало меньше на 0,6%, зато число заемщиков прочих возрастных групп возросло.

Существенное влияние на становление этого явления оказали банки, которые, как известно, сегодня неохотно выдают кредиты гражданам без кредитной истории и постоянного дохода, опасаясь рисков невозврата средств. Именно эти два качества вместе с небольшим жизненным опытом и неустойчивым чувством ответственности за принимаемые финансовые обязательства делают группы заемщиков до 25, а иногда – и до 30 лет самыми дефолтными в пуле клиентов крупных кредиторов.

«Более тщательное отношение банков к заемщикам привело к сокращению их численности, — говорит генеральный директор НБКИ Александр Викулин. – И в первую очередь, это коснулось молодых людей в возрасте до 30 лет, т.к. это одна из самых рискованных для кредитования возрастных групп заемщиков».

«МФО не отворачиваются от молодежи»

Клиенты микрофинансовых организаций в отличие от банковских «взрослеют» неравномерно. Сами кредиторы говорят об изначальном распределении заемщиков по возрасту в зависимости от типа займа – полученного в режиме онлайн или лично из рук менеджера. Если более просвещенная в плане технологических новинок молодежь предпочитает онлайн-займы, то россияне более солидного возраста выбирают для себя офлайн-займ. По этой причине, кстати, усредненные «портреты заемщиков» различных компаний значительно отличаются. Но даже при этом условии представители микрофинансовых компаний обращают внимание на медленное, но верное изменение возрастных категорий в сторону «взросления» уже несколько кварталов подряд.

«Спрос на микрозаймы сегодня велик, — говорит Сергей Седов, генеральный директор сервиса онлайн-займов «Робот Займер». – Крупным компаниям, заинтересованным в наращивании качественных портфелей, есть, из кого выбирать потенциально менее дефолтных заемщиков, и при этом есть возможность увеличивать объем выдачи. Однако, это не значит, что МФО отворачиваются от молодых заемщиков. Если скоринг-система компании выявляет большинство положительных характеристик восемнадцатилетнего гражданина, даже при отсутствии кредитной истории займ ему выдадут».

Кроме этого, Сергей Седов добавил, что число клиентов с высшим образованием и с постоянным заработком, близким к среднему по стране, растет. А вместе с ним – и средний уровень финансовой грамотности заемщиков. Например, многие заемщики достаточно хорошо осведомлены о последних законодательных изменениях касательно процентных начислений на взятый микрозайм, ограничений его величины при выдаче в режиме онлайн, и коллекторской деятельности. О заметном уровне финансовой грамотности заемщиков МФО свидетельствуют и практические эксперименты: при краткосрочном увеличении лимита займа и понижении процентной ставки спрос населения на него резко возрастает. «Россияне в силах определить для себя более выгодное предложение из сотен, имеющихся на рынке», — подчеркнул Сергей Седов.

Инга Ляцкевич

Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в Telegramm
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела