27 августа 2014, 19:56 | Автор: Иван Рутов

«Я патриот многих стран»

«Я патриот многих стран»
фото:
Известная журналистка Маша Слоним рассказала «НВ», почему она покинула родину в 1970-х и почему вернулась в начале 1990-х.
Беседовала Эльвира Дажунц
 
Вообще-то она уже не Маша. И не Слоним (это её девичья фамилия). Официально называть её следует леди Филлимор, потому что её английский муж был лордом. Правда, его аристократическое происхождение было Маше абсолютно безразлично: она ведь и сама не из простой семьи. Дед – нарком иностранных дел Максим Литвинов. Отец – известный скульптор Илья Слоним, мать – переводчица Татьяна Литвинова. И жила вся семья в знаменитом Доме на набережной. И вот у такого деда внучка вырастает совершенной диссиденткой! Покидает родину, работает на западной радиостанции, которую нещадно глушат в СССР. А потом возвращается и начинает активно работать в журналистике новой России. Снимает фильм «Вторая русская революция», освещает работу съезда народных депутатов. В то время вокруг неё собираются политические журналисты, образуя нечто вроде закрытого клуба, приглашениями в который не пренебрегают люди, близкие к власти. Ведёт политическую программу «Четвёртая власть» на РЕН ТВ, преподаёт в школе журналистики…
 
– Вы уехали из СССР, когда вам было 28 лет. Надеялись тогда, что вернётесь?
 
– Нет, конечно. Все тогда уезжали навсегда. Я не очень хотела эмигрировать, просто всех моих друзей пересажали, и мама буквально вытолкнула меня – ей не хотелось, чтобы я оказалась за решёткой. В то же время уезжал мой двоюродный брат Павел Литвинов, который отсидел и отбыл ссылку.
 
– Один из тех семерых, кто вышел на Красную площадь протестовать против ввода войск в Чехословакию.
 
– Да. Меня на ту демонстрацию не позвали, хотя я хорошо знала всю эту компанию, помогала им. Замечательные люди. Первое поколение, которое выросло, не зная страха. Наши родители и наши деды – а тогда в каждой семье кто-то сидел – они по-настоящему боялись. А это поколение страх потеряло.
 
– Вы ведь тоже участвовали в исторических выпусках «Хроники текущих событий»…
 
– Помогала. Молодая была, мне давали разные поручения. Например, Наташа Горбаневская однажды отправила меня в Ленинград за писчей бумагой. Она, выйдя из очередного заключения, сидела у меня на квартире и стучала на моей «Эрике». А бумага, на которой она печатала «Хронику», должна была быть очень тонкой и прочной, так можно было заложить больше копий. Такая бумага почему-то продавалась в одном месте, в Ленинграде, в «Детском мире».
 
Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в Telegramm
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела