09 января 2014, 06:01 | Автор: Иван Рутов

За 30 лет россияне стали наглее, злее и алчнее

За 30 лет россияне стали наглее, злее и алчнее
фото:
Заведующий отделом медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН профессор Сергей Ениколопов рассказал «Комсомолке», как и почему за последние десятилетия изменился психотип народа.

Галина Сапожникова

От результатов исследования Института психологии Российской академии наук о динамике психологического состояния нашего общества, которые были опубликованы в конце 2013 года, все пришли в ужас… Потому что за 30 последних лет у россиян выросли все отрицательные характеристики (см. «Каких качеств стало больше…»), а положительные, наоборот, уменьшились. Вот вам и разница между двумя мирами — социалистическим и капиталистическим…

О том, что с нами произошло и почему, мы решили спросить у заведующего отделом медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН профессора Сергея Ениколопова.

Догнать и перегнать Америку

— Вы тоже, как и все, в шоке, Сергей Николаевич?

— Нет, потому что я этой темой занимаюсь больше 40 лет. То есть я с начала 70-х анализирую насилие, его рост или падение. И вот что вам скажу — в вопросах агрессии мы с 1981 года не постоянно идем вверх. Все плавно меняется — то подъемы, то спады. В 1981 году нам тоже казалось, что все плохо, потому что было зафиксировано примерно 25 тысяч убийств в год — примерно столько же, как и в США, но там и людей было на 50 миллионов больше. Потом вдруг наша страна с 280 миллионов уменьшилась до 140, а официально зарегистрированных убийств стало больше — 33 тысячи в год. И это на фоне США, у которых все время шло падение. Сейчас они дошли примерно до показателя 15 — 16 тысяч. У нас тоже наблюдается радостная тенденция к снижению — регистрируется примерно 28 — 29 тысяч убийств.

Но вот что интересно: в Америке произошел кризис, но роста насильственных преступлений не отмечается! Некоторые исследователи объясняют этот феномен высокой самооценкой и самоуважением и считают, что одной из причин является субъективное восприятие своей безопасности самими американцами: и дом защищен, и полиция хорошо работает. Кроме того, на американцев, как это ни парадоксально, не так сильно, как на нас, действует разница в доходах между бедными и богатыми.

ЧИТАТЬ ИНТЕРВЬЮ ПОЛНОСТЬЮ

Следите за событиями дня в нашем паблик-аккаунте в Twitter
 
топ НОВОСТЕЙ
Все новости раздела
новости МЕДИА
Все новости раздела