Виталий Мельников: «Мы с матерью сами себя отправили в ссылку, чтобы уберечься»
Светлана Хохрякова
Виталий Мельников работает на «Ленфильме» с 1964 года. После ВГИКа он оказался на Ленинградской студии научно-популярных фильмов, снимал картины на злобу дня — «В колхозном клубе», «Новые мелиоративные машины». Только потом взялся за игрового кино: «Начальник Чукотки», «Мама вышла замуж», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Здравствуй и прощай», «Старший сын», «Женитьба», «Отпуск в сентябре»… Последние по времени картины – «Агитбригада «Бей врага!», «Поклонница».
«Анатолий Собчак говорил нам: «Приватизировать немедленно!»
— Какие времена на «Ленфильме» были самыми счастливыми? И часто ли теперь вы бываете на студии?
— Разумеется, юность, начало работы на «Ленфильме», время первых, маленьких удач. Правда, это я их считал удачами, но этого достаточно для радости. К нынешнему технологическому переоборудованию студии я не причастен. Этим занимаются другие люди, не очень мне знакомые. Поэтому бываю на «Ленфильме» редко. Но жизнь продолжается. Менее года назад я завершил картину «Поклонница» о Чехове, о чем с благодарностью вспоминаю. Хотя работа была трудной и унизительной, поскольку фильм снимался при полном безденежье. Артисты работали в надежде на то, что когда-нибудь их труд оплатят.
— Что нужно сделать для обустройства нормальной жизни на «Ленфильме»?
— Некоторые, особенно старички, с придыханием говорят, что необходимо возродить киностудию. Но давайте вспомним, что такое «Ленфильм». Началось-то все с ФЭКСов — группы революционно настроенных в эстетическом смысле людей, которые стали делать фильмы эксцентрического направления, искать нечто в области формы. И когда появились картины, непохожие на стандарт, к их авторам стали примыкать единомышленники. Группа постепенно оформилась в студию, куда приходили люди пестрые, и их нельзя уже было назвать союзниками. Но они втягивались в атмосферу товарищества, требовательности к себе и коллегам. Так утверждалась этика сообщества кинематографистов. Вот это и есть «Ленфильм». А это никаким министром и указами, генеральным ремонтом и технологическим переоборудованием не вернешь. Видимо, все должно начаться сначала с новыми людьми, взглядами на жизнь, с новыми представлениями, в том числе этическими, по отношению к работе в искусстве.