Кто превращает Дагестан в форпост ваххабизма?
Александр КОЦ, Дмитрий СТЕШИН
Корреспонденты «КП» Александр Коц и Дмитрий Стешин проехали по самому беспокойному региону страны и попытались понять, что заставляет здесь молодых людей менять городской комфорт на «лесные» идеи «чистого ислама».
«Где Даги — там напряги!»
Майки с такой модной надписью на спине в самом Дагестане не носят. Потому что напряги здесь ощущаются и так: они висят в воздухе удушливой пеленой. За пределами своей республики дагестанцы начинают нервно и сильно любить малую родину, сублимируя ностальгию борзыми футболками и неадекватным поведением. По привычке они начинают бороться за жизненное пространство, когда в этом нет необходимости. Но по-другому не могут — среда, в которой они выросли, криминализирована до предела. Волосы дыбом встают, когда слышишь, как взрослые люди, иногда облеченные властью, с высшим образованием, начинают всерьез рассуждать «о понятиях». Или кто и как «кому кинул салам», а кто не кинул, не оказав уважения, и поэтому необходимо «сломать ему пальцы, ноги, поставить на колени». Большинство этих угроз — пустые, но сама атмосфера намекает на тяжелую мировоззренческую хворь, которую остальная Россия худо-бедно изжила много лет назад.
Как ни странно, радикальный ислам в Дагестане органично слился с пацанскими понятиями середины 90-х годов. А может быть, они просто не мешают друг другу? Салафизм, или в простонародье — ваххабизм, припорошенный романтикой большой дороги, сейчас один из самых модных трендов в Дагестане.
«Не мы плохие, жизнь плохая»
Дагестан — республика молодая по общероссийским меркам — более половины населения не старше 38 лет. Преобладает молодежь 18 — 25 лет. В 90-х годах здесь почти в одночасье остановились все заводы, работавшие в интересах ВПК. В это же время рухнула и советская система дотирования колхозов и совхозов. Республика превратилась в трудоизбыточный регион, неспособный переварить огромное количество молодежи. Особенно ситуация обострилась в последние годы — как следствие демографического взрыва начала 90-х.