Ужас любви и изгнание дьявола по-румынски
Юрий Гладильщиков
«Любовь»
Франция — Германия — Австрия, режиссер Михаэль Ханеке, главный приз Каннского фестиваля «Золотая пальмовая ветвь» – второй в карьере Ханеке
Странно в очередной раз говорить: «Ханеке снял неожиданную картину», но мэтр Ханеке действительно снял неожиданную картину. «Любовь» — фильм о супругах за восемьдесят, бывших учителях музыки и воспитателях пианистов-звезд, с которыми происходит несчастье: у жены (которая уже давно ведет себя странно) два удара подряд. До премьеры многие ошибочно написали о том, будто жену сыграла Изабель Юппер. Но у Юппер тут роль второстепенная (хотя тоже важная) — зацикленной на себе слегка истеричной дочери престарелых супругов, которая тоже музыкант, вечно находится на гастролях и не в состоянии проникнуться кошмарными проблемами родителей. Самих же до гробовой доски верных супругов изображают один из последних истинно великих актеров французского и европейского кино Жан-Луи Трентиньян и легендарная Эммануэль Рива, сыгравшая свою первую звездную роль еще в 1959 году в классическом фильме Алена Рене «Хиросима, любовь моя».
Во время просмотра испытываешь подлинную жуть. Хотя оба главных актера достойны друг друга, а их роли соразмерны, он не столько о ней, сколько о нем, об изменениях в сознании не того, о ком заботятся, а того, кто заботится. Фильм о том, что в таких невыносимых обстоятельствах происходит с человеком, который всю жизнь искренне и верно любил другого, постепенно из-за болезни теряющего человеческий облик, фактически становящегося нечеловеком, чужим. Ханеке называют главным киноспециалистом по исследованию жестокости. Но он исследователь психики в тех предельных критических ситуациях, в которых может оказаться любой. Самая шокирующая сцена поджидает вас незадолго до финала. Но и после нее не расслабляйтесь: вас поджидает еще пара эпизодов, которые, может, и не шокируют, зато оставляют после себя загадки, которые лично я до сих пор не в состоянии разгадать.