Гениальная плясунья: нагое тело и дух греков
Вера КОЛЬЦОВА
Кинематограф не раз обращался к великой танцовщице, чтобы описать неистовый танец ее судьбы. В 1966 году режиссер Кен Рассел снял художественную картину, во всех деталях повествующую про изломы танцовщицы. Потом еще было несколько лент — довольно проходных, пока не вышел биографический фильм «Айседора» с Ванессой Редгрэйф в в главной роли. За нее знаменитая актриса номинировалась на «Оскар».
Родилась Дункан в Сан-Франциско, за несколько месяцев до ее рождения ее отец обанкротился и сбежал от семьи, оставив беременную жену и троих детей. Мать, чтобы прокормить семью, пропадала на трех работах и дети были предоставлены сами себе.
Дункан свободное времяпрепровождение называла приключенческим бродяжничеством. Мать оставалась в счастливом неведении, а дети развлекали себя сами как могли. После школы Дора уходила на пустынный пляж и представляла себя прекрасной Афродитой, вышедшей из морской пучины.
Она придумала для себя сказку — и обязательным ее условием было отточенные движения, точь-в-точь как у богов с греческих ваз. Так постепенно, постигая суть танцев древних греков, Дункан выработала свою танцевальную технику.
«Во всех картинах и скульптурах, в архитектуре и поэзии, греки заимствовали свои движения у природы, — писала она в своих мемуарах. — Вот почему, когда я танцую босая, я принимаю греческие позы. Они являются естественным положением человеческого тела на нашей земле».